Особенности умственной деятельности ребенка

В умственной деятельности особенно большую роль играет уровень владения речью; человек думает, пользуясь словами. Он рассуждает, критически оценивает, делает выводы, например, при решении задачи о поступках одного из персонажей прослушанного рассказа. Но рассуждения, выводы, споры, доказательства выражаются в речи. Вот почему развитая речь — условие высокого уровня мышления.

С включением в деятельность детей мышления она приобретает подлинно разумную целеустремленность.
Мыслительная деятельность ребенка, как и взрослого человека, является стержнем любой его умственной работы.

Умственная деятельность ребенка имеет свои особенности, которые обнаруживаются в следующем. Чем меньше ребенок, тем чаще он прибегает к «мышлению руками», т. е. к практическому способу решения задачи. Огромная роль действия отчетливо выступает при ознакомлении малыша с новым предметом.

Взрослые хорошо знают, что даже 6 — 7-летнему ребенку недостаточно только посмотреть на живого зайца или на модель машины, он стремится погладить, потрогать зверька, покрутить колесики или ручки машины, осмотреть, ощупать новую вещь не только глазами, но и пальцами.

Рука для детей дошкольного возраста является органом не только труда, но и познания.
Родители, не зная об этом, часто останавливают малыша, запрещая трогать окружающие, такие привлекательные для него, вещи. Этим они задерживают его умственное развитие, так как он многое еще не может понять только на основе рассуждения.

Эта роль физического действия сохраняется на долгие годы и обнаруживается в работе с новыми, незнакомыми ребенку предметами.

Например, овладение счетом и первоначальными арифметическими действиями непременно требует от малыша действий с конкретными предметами: флажками, морковками, палочками.

Чтобы научиться составлять слова и целые предложения, ребенок наиболее успешно работает с разрезной азбукой, он практически составляет слоги и слова: так, заменяя только одну букву в слове «дым», он получает слово другого значения — «дом», «кит» — «кот» и т. д.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….


Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…


Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….


Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…