Формирование умственного действия

Лишь на основе практического действия постепенно формируется действие умственное. Интересно отметить, что, уже владея умственными действиями, ученики первого — второго классов часто вновь прибегают к практическим способам решения задачи, особенно когда она для них нова, необычна как по содержанию, так и по форме.

К сожалению, взрослые часто при воспитании детей допускают две ошибки противоположного характера. Они или очень усердно расширяют кругозор детей, обогащая их память множеством чисто словесных знаний, приучают их рассуждать, т. е. пользоваться такими знаниями, за которыми часто у детей нет сколько-нибудь ясных наглядных образов. Но такие знания формальны, и рассуждения детей обычно бывают ошибочными.

Или же родители порою неоправданно долго задерживают детей только на действиях с конкретными предметами, мешая им перейти к оперированию отвлеченными понятиями, что вредно сказывается на умственном развитии. Если ребенок уже умеет считать кубики, флажки, мячики, надо постепенно переходить к счету «в уме» тех же предметов (действия с представлениями), а потом к работе просто с числами: к 2 прибавить 3 получится…

Маленькие дети чаще всего мыслят конкретными единичными образами. Они не умеют обобщать и отвлекаться от ряда несущественных деталей, подробностей, которые видят в отдельных событиях. Конкретность мышления младших детей наиболее отчетливо выступает тогда, когда ребенок встречается с новой необычной для него задачей: ему трудно отделить слово от предмета, который оно обозначает.

Видя в букваре изображение ягоды малины, ученик первого класса на вопрос учителя отвечает, что «в малине три слога». Учителю приходится обращать внимание детей на то, что не в малине, а в слове «малина» три слога. Для 7 — 8-летних детей образ героя всегда конкретен. Это может быть Чапаев или Буденный, Матросов или Гагарин.

Море — непременно синее, с белыми волнами, с пароходами, кораблями или лодками. Выделение особенностей близких понятий и их различение бывает трудным даже для детей третьего класса.

Поэтому они считают, например, что выдающиеся полководцы, хотя бы жившие в XVIII — XIX веках (Суворов, Кутузов), раз они «наши» — значит, они советские командиры. Такая конкретность понятий приводит ко многим ошибкам.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….


Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…


Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….