Удивительная деятельность

Игра — удивительная деятельность, над изучением которой трудились многие и многие ученые. Почему ребенок играет? Есть какое-нибудь отличие в играх детей и животных, например котят или щенят? Как и под влиянием каких причин изменяются игры детей? Надо ли руководить свободной игрой детей? А если да, то как? И во всех ли возрастах? Полезна игра для развития ребенка, надо ли ее поощрять? Или это пустое баловство, которое следует пресекать и направлять силы ребенка на занятие каким-либо более серьезным делом?

Несмотря на то что игра действительно кажется совершенно свободным времяпрепровождением, она является исключительно ценным видом деятельности детей. В жизни и развитии малыша игра имеет ни с чем не сравнимое значение. Ребенок, который не играет, не может хорошо и быстро развиваться.

Дело в том, что, играя, дети в возрасте 3 лет и старше практически отражают окружающую их жизнь людей. Достаточно приглядеться к детским играм, чтобы убедиться, что их содержанием является жизнь и труд, мысли и заботы, переживания и взаимоотношения людей, которых дети наблюдают.

Наиболее распространена игра в семью («дочки-матери»).
В ней отчетливо копируются действия родителей. Папа приходит с работы, читает газету, бабушка всегда беспокоится, как бы кто-нибудь не простудился или не остался голодным. Братишка-школьник учит уроки, мама сердится на него за грязную тетрадку…

В играх детей, словно в зеркале, отражается вся повседневная жизнь взрослых. Ребята действуют, как взрослые, и говорят их словами.

Легко понять, насколько важно, чтобы люди, жизнь которых дети воспроизводят в своих играх, давали бы действительно положительные образцы. Когда ребенок воспроизводит образы заботливого и внимательного доктора, ласковой бабушки или смелого партизана, он закрепляет эти благородные черты, учится быть смелым, заботливым и ответственным.

Но если дети наблюдают пьянство, грубость, распущенность взрослых, то, восстанавливая их образы в своих играх, они невольно закрепляют отрицательные черты характера и грубые манеры поведения. Чем старше становится ребенок, тем богаче и разнообразнее его игры. Игра детей 5 — 7 лет — это своеобразное отражение жизни, в ней каждый берет на себя какую-то роль.

Есть начальник станции и проводник вагона, кассир на вокзале и буфетчик, кто-то принимает багаж, кто-то выдает квитанцию, кто-то грузит почту… Пассажиры покупают в дорогу продукты… Все заняты и увлечены игрой.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…


Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…