Удивительная деятельность

Игра — удивительная деятельность, над изучением которой трудились многие и многие ученые. Почему ребенок играет? Есть какое-нибудь отличие в играх детей и животных, например котят или щенят? Как и под влиянием каких причин изменяются игры детей? Надо ли руководить свободной игрой детей? А если да, то как? И во всех ли возрастах? Полезна игра для развития ребенка, надо ли ее поощрять? Или это пустое баловство, которое следует пресекать и направлять силы ребенка на занятие каким-либо более серьезным делом?

Несмотря на то что игра действительно кажется совершенно свободным времяпрепровождением, она является исключительно ценным видом деятельности детей. В жизни и развитии малыша игра имеет ни с чем не сравнимое значение. Ребенок, который не играет, не может хорошо и быстро развиваться.

Дело в том, что, играя, дети в возрасте 3 лет и старше практически отражают окружающую их жизнь людей. Достаточно приглядеться к детским играм, чтобы убедиться, что их содержанием является жизнь и труд, мысли и заботы, переживания и взаимоотношения людей, которых дети наблюдают.

Наиболее распространена игра в семью («дочки-матери»).
В ней отчетливо копируются действия родителей. Папа приходит с работы, читает газету, бабушка всегда беспокоится, как бы кто-нибудь не простудился или не остался голодным. Братишка-школьник учит уроки, мама сердится на него за грязную тетрадку…

В играх детей, словно в зеркале, отражается вся повседневная жизнь взрослых. Ребята действуют, как взрослые, и говорят их словами.

Легко понять, насколько важно, чтобы люди, жизнь которых дети воспроизводят в своих играх, давали бы действительно положительные образцы. Когда ребенок воспроизводит образы заботливого и внимательного доктора, ласковой бабушки или смелого партизана, он закрепляет эти благородные черты, учится быть смелым, заботливым и ответственным.

Но если дети наблюдают пьянство, грубость, распущенность взрослых, то, восстанавливая их образы в своих играх, они невольно закрепляют отрицательные черты характера и грубые манеры поведения. Чем старше становится ребенок, тем богаче и разнообразнее его игры. Игра детей 5 — 7 лет — это своеобразное отражение жизни, в ней каждый берет на себя какую-то роль.

Есть начальник станции и проводник вагона, кассир на вокзале и буфетчик, кто-то принимает багаж, кто-то выдает квитанцию, кто-то грузит почту… Пассажиры покупают в дорогу продукты… Все заняты и увлечены игрой.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….


Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…


Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….


Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…


Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…