Для чего нужны знания

Знания нужны не для того, чтобы ребенок мог иногда к месту, а чаще всего совсем невпопад блеснуть какой-нибудь громкой фразой, а для того, чтобы он умел ими пользоваться в разных видах своей деятельности и, опираясь на знания, понимать то новое, с чем встречается в жизни.

То, что освоено, осмыслено, что воспроизводится не на уровне простого повторения, а может быть применено в игре и рисунке, в собственной постройке или в рассуждении по поводу конкретного жизненного случая, составляет действительно «живые» знания, являющиеся необходимым «строительным материалом» для детского мышления, воображения, творчества.

Поэтому вместо настойчивой погони за увеличением объема знаний родителям следует обращать внимание на точность и правильность тех образов и понятий, которыми дети пользуются. Старшие дошкольники способны к некоторым обобщениям.

Поэтому важно учить их объединять знакомые им предметы в группы, категории:
«яблоко, груша, слива, абрикос — как можно их назвать одним словом?», «Весна, лето, зима, осень — как можно назвать двумя словами?»

В работе над обогащением знаний особенно важно учить детей осознавать те признаки, по которым они считают, что на картине изображен именно волк, а не лиса, собака, а не волк и т. п. «Как ты узнал?», «Почему так думаешь?». Ребенок должен выделить и осознать отличительные признаки волка или лисы, на которые он в действительности опирается при рассматривании картины. Особенно важно, чтобы дети видели те связи, которые в действительности существуют между явлениями.

Поэтому не только в рассматривании картины или передаче рассказа, но и в наблюдениях за явлениями природы, в обсуждении действий и поступков людей необходимо обращать внимание ребенка на то, для чего служит тот или другой инструмент, для чего пограничник взял с собой собаку, почему он так сделал, где, когда произошла встреча рабочих разных фабрик, какая связь между обильными дождями, выпавшими прошедшим летом, и большим количеством «больных» ягод, снятых с грядки, и т. п.

Привыкая к поиску и установлению различных связей между явлениями, ребенок приобретает системные знания и учится задумываться над окружающим и понимать его.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…


Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….


Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…