Для чего нужны знания

Знания нужны не для того, чтобы ребенок мог иногда к месту, а чаще всего совсем невпопад блеснуть какой-нибудь громкой фразой, а для того, чтобы он умел ими пользоваться в разных видах своей деятельности и, опираясь на знания, понимать то новое, с чем встречается в жизни.

То, что освоено, осмыслено, что воспроизводится не на уровне простого повторения, а может быть применено в игре и рисунке, в собственной постройке или в рассуждении по поводу конкретного жизненного случая, составляет действительно «живые» знания, являющиеся необходимым «строительным материалом» для детского мышления, воображения, творчества.

Поэтому вместо настойчивой погони за увеличением объема знаний родителям следует обращать внимание на точность и правильность тех образов и понятий, которыми дети пользуются. Старшие дошкольники способны к некоторым обобщениям.

Поэтому важно учить их объединять знакомые им предметы в группы, категории:
«яблоко, груша, слива, абрикос — как можно их назвать одним словом?», «Весна, лето, зима, осень — как можно назвать двумя словами?»

В работе над обогащением знаний особенно важно учить детей осознавать те признаки, по которым они считают, что на картине изображен именно волк, а не лиса, собака, а не волк и т. п. «Как ты узнал?», «Почему так думаешь?». Ребенок должен выделить и осознать отличительные признаки волка или лисы, на которые он в действительности опирается при рассматривании картины. Особенно важно, чтобы дети видели те связи, которые в действительности существуют между явлениями.

Поэтому не только в рассматривании картины или передаче рассказа, но и в наблюдениях за явлениями природы, в обсуждении действий и поступков людей необходимо обращать внимание ребенка на то, для чего служит тот или другой инструмент, для чего пограничник взял с собой собаку, почему он так сделал, где, когда произошла встреча рабочих разных фабрик, какая связь между обильными дождями, выпавшими прошедшим летом, и большим количеством «больных» ягод, снятых с грядки, и т. п.

Привыкая к поиску и установлению различных связей между явлениями, ребенок приобретает системные знания и учится задумываться над окружающим и понимать его.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….