Навыки и умения

Учение в школе требует овладения навыками: учебными — беглого чтения, правильного и быстрого письма, устного счета; вычислительными; физкультурными — бега, ходьбы, прыжков, лазания; трудовыми — очинить карандаш, действовать ножницами, иголкой, ножом, кисточкой; бытовыми, связанными с самообслуживанием.

Для всех навыков характерно то, что они представляют собой простые действия или движения, которые, повторяясь много раз, становятся автоматическими. Ученик 3-го класса, овладев навыком письма, быстро пишет одну букву за другой.

Все знаки он пишет ровно и правильно и не устает от этой работы так, как начинающий первоклассник. Последний же тратит огромные силы, физические и нервные, для того чтобы выписать все элементы каждой буквы, все палочки, закорючки и петельки.

Но, кроме навыков, ребенок должен овладеть рядом умений или способов действия. Многие 5 — 6-летние дети, например, хвастаются тем, что могут считать до ста или даже до тысячи. Но ведь называние чисел подряд в этом случае похоже на повторение заученного стишка или скороговорки. Такое умение никак не поможет ребенку в овладении математикой.

Чтобы хорошо учиться в школе, гораздо важнее уметь работать с числами, а для этого надо знать взаимоотношения между ними хотя бы в пределах 5 или 10: «3 меньше 5» (на сколько?) — «На два», «А как сказать про 5?» — «Это число больше 3» (на сколько?) — «Тоже на 2», «Сколько надо прибавить к 2, чтобы получить 4?», «Что надо сделать, чтобы вместо 5 шариков стало 3?», «Почему надо отнять?», «Почему прибавить?».

Умение — это действия, основанные на знаниях. Практика и специальные исследования показывают, что именно такие разнообразные действия ведут к прочному и осмысленному усвоению нового.

Владея умением передать своими словами прослушанное, составить маленький рассказ на заданную тему, выделить главное и пропустить несущественные подробности, ребенок может хорошо и успешно учиться.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….