Навыки и умения

Учение в школе требует овладения навыками: учебными — беглого чтения, правильного и быстрого письма, устного счета; вычислительными; физкультурными — бега, ходьбы, прыжков, лазания; трудовыми — очинить карандаш, действовать ножницами, иголкой, ножом, кисточкой; бытовыми, связанными с самообслуживанием.

Для всех навыков характерно то, что они представляют собой простые действия или движения, которые, повторяясь много раз, становятся автоматическими. Ученик 3-го класса, овладев навыком письма, быстро пишет одну букву за другой.

Все знаки он пишет ровно и правильно и не устает от этой работы так, как начинающий первоклассник. Последний же тратит огромные силы, физические и нервные, для того чтобы выписать все элементы каждой буквы, все палочки, закорючки и петельки.

Но, кроме навыков, ребенок должен овладеть рядом умений или способов действия. Многие 5 — 6-летние дети, например, хвастаются тем, что могут считать до ста или даже до тысячи. Но ведь называние чисел подряд в этом случае похоже на повторение заученного стишка или скороговорки. Такое умение никак не поможет ребенку в овладении математикой.

Чтобы хорошо учиться в школе, гораздо важнее уметь работать с числами, а для этого надо знать взаимоотношения между ними хотя бы в пределах 5 или 10: «3 меньше 5» (на сколько?) — «На два», «А как сказать про 5?» — «Это число больше 3» (на сколько?) — «Тоже на 2», «Сколько надо прибавить к 2, чтобы получить 4?», «Что надо сделать, чтобы вместо 5 шариков стало 3?», «Почему надо отнять?», «Почему прибавить?».

Умение — это действия, основанные на знаниях. Практика и специальные исследования показывают, что именно такие разнообразные действия ведут к прочному и осмысленному усвоению нового.

Владея умением передать своими словами прослушанное, составить маленький рассказ на заданную тему, выделить главное и пропустить несущественные подробности, ребенок может хорошо и успешно учиться.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….


Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…


Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….


Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…