Гигиена умственного труда школьника

С 7 лет в жизни ребенка начинается школьный период. Еще сравнительно недавно в нашей стране возраст поступления в школу равнялся 8 годам. В ближайшие годы у нас, как это уже имеет место в большинстве европейских стран, станет возможным переход на обучение с 6 лет.

Возраст, с которого ребенок способен заниматься учебным трудом, устанавливается не произвольно. Он обусловлен уровнем физического и психического развития детей, способностью нервной системы выдерживать новые и весьма разнообразные нагрузки на организм.

Тенденция к снижению возраста, когда дети включаются в систематический и строго регламентируемый учебный процесс, вызвана следующей закономерностью. Чем раньше начинается процесс обучения, тем большего развития достигает умственная деятельность ребенка.

Главное, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным особенностям детей, функциональным возможностям их центральной нервной системы. Сказанное подтверждается успешным опытом обучения в начальных классах по новым, более усложненным программам и сокращением начальной школы до 3 классов.

Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Он создает для него, особенно на первом году обучения, немалые трудности. Задача как школы, так и родителей состоит в том, чтобы максимально облегчить их преодоление, сохранить и укрепить здоровье школьника, обеспечить условия для гармоничного развития детского организма, личности ребенка, его познавательных способностей.

Глубокое усвоение учебной программы, выработка навыков умственного труда с первых лет обучения возможны только при правильной организации режима дня всей жизни школьника. Объем и характер умственной деятельности учащегося должны соответствовать его возрастным особенностям и присущим тому или иному возрастному периоду закономерностям работоспособности в течение дня, недели, года.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….