Гигиена умственного труда школьника

С 7 лет в жизни ребенка начинается школьный период. Еще сравнительно недавно в нашей стране возраст поступления в школу равнялся 8 годам. В ближайшие годы у нас, как это уже имеет место в большинстве европейских стран, станет возможным переход на обучение с 6 лет.

Возраст, с которого ребенок способен заниматься учебным трудом, устанавливается не произвольно. Он обусловлен уровнем физического и психического развития детей, способностью нервной системы выдерживать новые и весьма разнообразные нагрузки на организм.

Тенденция к снижению возраста, когда дети включаются в систематический и строго регламентируемый учебный процесс, вызвана следующей закономерностью. Чем раньше начинается процесс обучения, тем большего развития достигает умственная деятельность ребенка.

Главное, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным особенностям детей, функциональным возможностям их центральной нервной системы. Сказанное подтверждается успешным опытом обучения в начальных классах по новым, более усложненным программам и сокращением начальной школы до 3 классов.

Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Он создает для него, особенно на первом году обучения, немалые трудности. Задача как школы, так и родителей состоит в том, чтобы максимально облегчить их преодоление, сохранить и укрепить здоровье школьника, обеспечить условия для гармоничного развития детского организма, личности ребенка, его познавательных способностей.

Глубокое усвоение учебной программы, выработка навыков умственного труда с первых лет обучения возможны только при правильной организации режима дня всей жизни школьника. Объем и характер умственной деятельности учащегося должны соответствовать его возрастным особенностям и присущим тому или иному возрастному периоду закономерностям работоспособности в течение дня, недели, года.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…