Отношение к капризам и упрямству (непоследовательность)
Каждый видел, как обиженный ребенок с плачем бежит к матери или бабушке. Мама сажает сына или дочь на колени, нянчит, ласкает, целует; при этом малышу становится жалко самого себя, и слезы текут еще обильнее. В результате дети привыкают плакать часто и по всякому поводу.
Ласкать ребенка нужно не тогда, когда он капризничает и плачет, а когда ведет себя хорошо. К серьезным просьбам детей следует относиться внимательно и по возможности выполнять их.
Взрослые часто непоследовательны в воспитании, позволяя сегодня то, что вчера запрещали, раздражая ребенка мелочными поучениями и сами, раздражаясь по малейшему поводу, сердятся, нервничают, спорят при ребенке, вызывая у него раздражение, плач, капризы.
Неумеренная, порой болезненная «внимательность» делает детей непомерно капризными — они не хотят ни есть, ни пить, ни спать, ни выполнять ни одного из поручений родителей. Нет ничего хуже, когда идут на поводу избалованного, непослушного ребенка, потакая его капризам и упрашивая, уговаривая не делать того или иного.
Стоит ребенку расплакаться, как некоторые родители мгновенно отказываются от своего требования к нему выполнить поручение. Лучше требовать меньше, но так, чтобы требование было обязательно выполнено.
Другой причиной капризов и упрямства служат частые и порой необоснованные запреты.
Ребенок на каждом шагу слышит: «Нельзя! Не трогай! Оставь!» Постоянные запреты побуждают к упрямству и тормозят психическое развитие детей.
«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура
Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…
А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…
Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…
Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…
Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…