Любить учатся в отчем доме

Именно на примере взаимоотношений отца и матери воспримут ребенок, подросток, юноша отношения между мужчиной и женщиной как чистые, нежные, красивые, исполненные доброты, взаимного уважения и заботы друг о друге.

Нравственный климат, в котором формируется ребенок — вот та основа, на почве которой взрастут его будущие качества гражданина и семьянина.

Счастлива мать, которая, может рассказать детям о своей любви к их отцу, рассказать деликатно, не касаясь того интимного, что является достоянием только двоих.

Двенадцатилетняя Таня как-то спросила маму:
«Никак не пойму, зачем люди женятся, замуж выходят. Девчонки мечтают о красивой любви, в кино ее показывают. Ты тоже по любви замуж вышла? Папа ведь у нас некрасивый…»

Не отмахнулась от дочери мама, не рассердилась
— только взглянула на нее пристально. Потом, отложив дела, достала откуда-то перевязанный ленточкой сверток со старыми фотографиями, письмами мужа, стихами, которые он писал ей в те, не забытые ею годы. Долго сидели они, склонившись над «прошлым».

Вспоминая, мать рассказывала, как они встречались и полюбили друг друга, как отец ухаживал за нею, когда она тяжело болела, помогал растить Танюшу и сына.

И девочка по-новому увидела отца, почувствовала, что ее родителей связывает что-то большое и важное, на что она в привычном укладе жизни семьи как-то не обращала внимания.

Она испытала радость за мать и чувство благодарности к отцу, вечно занятому делом, скупому на ласку, но такому родному — самому лучшему отцу на свете…

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…