Скромность и стыдливость
Мы видим подчас циничное и грязное в естественных и здоровых потребностях молодого человека — и прежде всего в любви. Невозможно согласиться с теми, кто порицает молодежь, считая короткие юбки, модные прически, крашеные ресницы и т. д. чуть ли не проявлением полного упадка нравственности.
Так ли уж редко мы слышим: «Молодые люди в наше время вели себя скромнее», «Подумайте только, они целуются на улице!», «Моя-то в пятнадцать в кино только с парнем ходит» и далее в том же роде.
Но ни короткие юбки, ни длинные волосы, ни даже некоторые внешние черты поведения, чуждые старшему поколению, еще не определяют сущности нравственного облика молодого поколения. Наша молодежь не потеряла ни скромности, ни стыдливости.
Иное дело, что молодым людям нередко не хватает культуры чувств, воспитанности, правильного отношения к зародившемуся половому влечению, умения отличать любовь от увлечения или влюбленности. И опасение должна вызывать не любовь в 15 — 17 лет, а ее опошление.
Родительский же диктат, навязывание молодым своего опыта (а в этом нередко проявляется обыкновенный эгоизм, к которому примешивается обида на сына или дочь за их непослушание), как, напротив, и полное отстранение от их запросов и интересов, ведут лишь к отчуждению между родителями и взрослеющими детьми.
Опрос, проведенный в нескольких ленинградских школах, показал: только 15% девушек и 20% юношей обращаются к родителям, если у них происходит беда, касающаяся личных взаимоотношений. Хотят советоваться с родителями свыше 60% девушек и 50% юношей 8 — 10-х классов, но не решаются, так как те «вечно заняты», «им не до нас», «мама всего боится и всегда подозревает только плохое», «папа меня не понимает — у него отсталые взгляды» и т. п.
А сколько горьких признаний девушек: «Пишут Вам девчонки с нашей улицы, нам по 16, хотя все мы уже не девчонки, только мамы не знают» («Комсомольская правда» 16/11/75 г.).
И далее идет исповедь о случайных связях после первого танца, велосипедной прогулки, встречи нового года.
«Девочки, милые, остановитесь… Не верьте что есть легкое вино, легкие сигареты, не верьте, что есть легкие отношения…» — писала в газету одна из юных читательниц.
«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура
Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…
Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…
Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…
Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…
То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…