Обследование ребенка перед школой
Дети, поступающие в ясли или детский сад, находятся под наблюдением врача этого учреждения, которому участковый врач, передает все данные об их здоровье; в яслях имеются группы для ослабленных детей; существуют также ясли санаторного типа. Если ребенок заболевает, его на дому лечит участковый врач.
Детские сады готовят детей к обучению в школе, создают реальные возможности для женщины-матери активно участвовать в производственной и общественной жизни. Постоянная сеть дошкольных детских учреждений охватывает свыше 11 млн. детей.
Широкое распространение в десятой пятилетке получат ясли-сады, где ребенок находится с двухмесячного возраста до поступления в школу и где его ведет один и тот же врач, который хорошо знает перенесенные им заболевания. Многие детские ясли и детские сады выезжают летом за город, на дачу, где под наблюдением врача, медсестры с детьми проводят закаливающие мероприятия.
Перед поступлением в школу ребенок всесторонне обследуется специалистами детской поликлиники, и сведения о его здоровье передаются школьному врачу, который наблюдает его в течение всех лет обучения, определяет в группы для занятий физкультурой, следит за здоровьем, питанием, распорядком дня.
По исполнении школьнику 15 лет медицинское наблюдение за ним осуществляет врач подросткового кабинета, хорошо знающий особенности юношеского возраста.
«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура
Наиболее остро обсуждается в науке роль наследственности, составляющей стержневое понятие биологического фактора развития. Очень важно правильно представлять себе значение этого условия. Родоначальник учения о наследственности Мендель, а также другие ученые XIX века — Ламарк и Дарвин вскрыли важнейшее положение о том, что наследственность нельзя рассматривать обособленно от изменчивости. Существенные открытия в этом направлении были сделаны…
Многие ученые пытались раскрыть роль внешней среды в развитии ребенка, но значение этого фактора ограничивалось признанием его убыстряющего или замедляющего влияния на темп «природного» созревания унаследованных ребенком задатков. Однако нельзя дать научное обоснование роли социального фактора, если неправильно, антиисторически подходить к его природе. Ребенок как организм нуждается во всех компонентах природной среды, необходимых для его…
В общении ребенок овладевает речью, способностью наблюдать и мыслить, спрашивать и рассуждать. В общении он узнает, что хорошо и что плохо, что можно делать и чего делать нельзя, он учится действовать разумно и целенаправленно, критически оценивать поступки реальных людей и литературных героев. В процессе общения ребенок начинает выделять себя, применять к другим и к самому…
Великолепным подтверждением решающей роли для развития ребенка содержательного, четко продуманного взрослыми и систематически осуществляемого общения служит многолетняя деятельность проф. И. А. Соколянского. Имея дело с детьми, потерявшими в раннем возрасте зрение, слух и не владеющими речью, мастер-педагог использовал сохранившиеся бедные возможности (в первую очередь — осязание) и, построив все общение с такими детьми на очень…
С возрастом усиливается идейная обоснованность суждений, возникающих на основе расширения круга лиц, с которыми ребенок вступает в общение, и новых видов его деятельности как общественника (октябренка, пионера, комсомольца). Все большую роль начинают играть книги, занятия искусством, наукой, разнообразные виды общественно-трудовой деятельности окружающих подростка людей. Среда — предметная, природная и главное социальная — превращается, таким образом,…