Во время схватки

Во время схватки надо лечь на спину и применить те приемы, которым учили в консультации на занятиях по психопрофилактике: легкое поглаживание живота, глубокое дыхание, надавливание на гребешки тазовых костей.

Это отвлекает внимание от болевых ощущений, если они есть, способствует раскрытию матки и продвижению ребенка. Как только схватка кончится, надо повернуться на бок и расслабить мускулатуру, чтобы дать телу отдых. Если схватки не очень частые, в промежутках между ними надо постараться заснуть.

Так проходит первый (обычно в конце его отходят воды) и начинается второй период родов — изгнание.

К началу его у роженицы появляются позывы на низ
— потуги. Если до этих пор в основном работала матка, способствуя продвижению головки в полость малого таза, то теперь мобилизуются мышцы брюшной стенки, ног, рук и диафрагмы — т. е. всего тела.

При растяжении влагалища и промежности во время прохождения головки иногда возникает вполне терпимая боль (некоторые женщины ее не ощущают).

Надо крепко взяться руками за поручни или захватить ноги под коленками и с закрытым ртом и пригнутым к груди подбородком «вытуживать» из себя ребенка. Это нелегко и требует большого напряжения, но продолжается сравнительно недолго — от получаса до двух часов.

Обычно здоровая женщина с этим справляется легко. По команде акушерки она прекращает потуги, начинает глубоко и часто дышать, чтобы дать возможность акушерке осторожно, стараясь избежать разрывов, вывести головку и плечики.

И сразу женщина чувствует удивительную легкость во всем теле, а первый крик ребенка наполняет ее сердце радостью.

Через 15 — 20 мин полного покоя женщина снова ощущает схватку и желание тужиться; при небольшом усилии выделяется детское место — последняя «принадлежность» ребенка в материнском теле. Это и есть последовый (третий) период родов.

Чувство глубокого счастья охватывает мать. Закончен нелегкий труд. Исполнен долг. Мир кажется удивительно богатым и жизнь длинной, протянувшейся сразу на много десятилетий вперед.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Развитие и воспитание

Основной задачей воспитания ребенка является создание таких условий жизни, которые обеспечили бы наилучшее развитие способностей, черт характера, необходимых молодому человеку, члену нового, социалистического общества. Как этого добиться? Какую роль в развитии детей играют обучение и воспитание, здоровье, окружающая среда? Имеет ли значение наследственность? Обо всем этом необходимо знать родителям, чтобы правильно организовать жизнь ребенка в…


Весьма показательны для характеристики личности и те средства, которыми человек пользуется для достижения поставленной цели, иначе говоря — его возможности (богатство знаний, навыки, умения, которыми он обладает, способности, которые развились у него в прежние периоды его жизни). Показателями уровня воспитанности человека являются и те отношения, оценки, переживания, которыми человек реагирует на достижение поставленных целей или…


В определенном возрасте у малыша появляются молочные зубы, потом они выпадают и вырастают постоянные. В определенные возрастные периоды начинают работать железы внутренней секреции, происходит особенно быстрый рост костей, в другие периоды рост замедляется и идет усиленное увеличение массы. Эти изменения в детском организме сказываются на работоспособности, утомляемости, возбудимости. Правильно ухаживая за ребенком, оберегая и укрепляя…


В развитии ребенка следует выделить три главные стороны: уровень умственного развития; сформированность его отношений к окружающей действительности, т. е. его чувства, желания, интересы; овладение им разнообразными практическими и умственными действиями. По тому, насколько развита каждая из этих сторон, можно судить об общем развитии ребенка. Формирование любой способности, любой стороны личности не идет равномерно. Есть периоды…


На протяжении всей истории педагогической науки ученые противопоставляли в качестве главных биологический и социальный факторы, влияющие на развитие человека. Буржуазные психологи и педагоги решающую роль отводили наследственности. Прогрессивные деятели, в том числе представители передовой русской педагогической мысли (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский…