Во время схватки

Во время схватки надо лечь на спину и применить те приемы, которым учили в консультации на занятиях по психопрофилактике: легкое поглаживание живота, глубокое дыхание, надавливание на гребешки тазовых костей.

Это отвлекает внимание от болевых ощущений, если они есть, способствует раскрытию матки и продвижению ребенка. Как только схватка кончится, надо повернуться на бок и расслабить мускулатуру, чтобы дать телу отдых. Если схватки не очень частые, в промежутках между ними надо постараться заснуть.

Так проходит первый (обычно в конце его отходят воды) и начинается второй период родов — изгнание.

К началу его у роженицы появляются позывы на низ
— потуги. Если до этих пор в основном работала матка, способствуя продвижению головки в полость малого таза, то теперь мобилизуются мышцы брюшной стенки, ног, рук и диафрагмы — т. е. всего тела.

При растяжении влагалища и промежности во время прохождения головки иногда возникает вполне терпимая боль (некоторые женщины ее не ощущают).

Надо крепко взяться руками за поручни или захватить ноги под коленками и с закрытым ртом и пригнутым к груди подбородком «вытуживать» из себя ребенка. Это нелегко и требует большого напряжения, но продолжается сравнительно недолго — от получаса до двух часов.

Обычно здоровая женщина с этим справляется легко. По команде акушерки она прекращает потуги, начинает глубоко и часто дышать, чтобы дать возможность акушерке осторожно, стараясь избежать разрывов, вывести головку и плечики.

И сразу женщина чувствует удивительную легкость во всем теле, а первый крик ребенка наполняет ее сердце радостью.

Через 15 — 20 мин полного покоя женщина снова ощущает схватку и желание тужиться; при небольшом усилии выделяется детское место — последняя «принадлежность» ребенка в материнском теле. Это и есть последовый (третий) период родов.

Чувство глубокого счастья охватывает мать. Закончен нелегкий труд. Исполнен долг. Мир кажется удивительно богатым и жизнь длинной, протянувшейся сразу на много десятилетий вперед.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Нетрудно понять, что подход к развитию ребенка только лишь как к его созреванию на основе раз навсегда унаследованных свойств и качеств совершенно исключает роль обучения и воспитания, ибо начисто сбрасывает со счетов роль окружающей среды. В самом деле, раз все идет своим навечно установленным порядком и ребенок в каждом возрасте достигает определенного, одинакового для всех…


Наиболее остро обсуждается в науке роль наследственности, составляющей стержневое понятие биологического фактора развития. Очень важно правильно представлять себе значение этого условия. Родоначальник учения о наследственности Мендель, а также другие ученые XIX века — Ламарк и Дарвин вскрыли важнейшее положение о том, что наследственность нельзя рассматривать обособленно от изменчивости. Существенные открытия в этом направлении были сделаны…


Многие ученые пытались раскрыть роль внешней среды в развитии ребенка, но значение этого фактора ограничивалось признанием его убыстряющего или замедляющего влияния на темп «природного» созревания унаследованных ребенком задатков. Однако нельзя дать научное обоснование роли социального фактора, если неправильно, антиисторически подходить к его природе. Ребенок как организм нуждается во всех компонентах природной среды, необходимых для его…


Воспитание самостоятельности

В общении ребенок овладевает речью, способностью наблюдать и мыслить, спрашивать и рассуждать. В общении он узнает, что хорошо и что плохо, что можно делать и чего делать нельзя, он учится действовать разумно и целенаправленно, критически оценивать поступки реальных людей и литературных героев. В процессе общения ребенок начинает выделять себя, применять к другим и к самому…


Великолепным подтверждением решающей роли для развития ребенка содержательного, четко продуманного взрослыми и систематически осуществляемого общения служит многолетняя деятельность проф. И. А. Соколянского. Имея дело с детьми, потерявшими в раннем возрасте зрение, слух и не владеющими речью, мастер-педагог использовал сохранившиеся бедные возможности (в первую очередь — осязание) и, построив все общение с такими детьми на очень…