Во время схватки

Во время схватки надо лечь на спину и применить те приемы, которым учили в консультации на занятиях по психопрофилактике: легкое поглаживание живота, глубокое дыхание, надавливание на гребешки тазовых костей.

Это отвлекает внимание от болевых ощущений, если они есть, способствует раскрытию матки и продвижению ребенка. Как только схватка кончится, надо повернуться на бок и расслабить мускулатуру, чтобы дать телу отдых. Если схватки не очень частые, в промежутках между ними надо постараться заснуть.

Так проходит первый (обычно в конце его отходят воды) и начинается второй период родов — изгнание.

К началу его у роженицы появляются позывы на низ
— потуги. Если до этих пор в основном работала матка, способствуя продвижению головки в полость малого таза, то теперь мобилизуются мышцы брюшной стенки, ног, рук и диафрагмы — т. е. всего тела.

При растяжении влагалища и промежности во время прохождения головки иногда возникает вполне терпимая боль (некоторые женщины ее не ощущают).

Надо крепко взяться руками за поручни или захватить ноги под коленками и с закрытым ртом и пригнутым к груди подбородком «вытуживать» из себя ребенка. Это нелегко и требует большого напряжения, но продолжается сравнительно недолго — от получаса до двух часов.

Обычно здоровая женщина с этим справляется легко. По команде акушерки она прекращает потуги, начинает глубоко и часто дышать, чтобы дать возможность акушерке осторожно, стараясь избежать разрывов, вывести головку и плечики.

И сразу женщина чувствует удивительную легкость во всем теле, а первый крик ребенка наполняет ее сердце радостью.

Через 15 — 20 мин полного покоя женщина снова ощущает схватку и желание тужиться; при небольшом усилии выделяется детское место — последняя «принадлежность» ребенка в материнском теле. Это и есть последовый (третий) период родов.

Чувство глубокого счастья охватывает мать. Закончен нелегкий труд. Исполнен долг. Мир кажется удивительно богатым и жизнь длинной, протянувшейся сразу на много десятилетий вперед.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Воспитание самостоятельности

В общении ребенок овладевает речью, способностью наблюдать и мыслить, спрашивать и рассуждать. В общении он узнает, что хорошо и что плохо, что можно делать и чего делать нельзя, он учится действовать разумно и целенаправленно, критически оценивать поступки реальных людей и литературных героев. В процессе общения ребенок начинает выделять себя, применять к другим и к самому…


Великолепным подтверждением решающей роли для развития ребенка содержательного, четко продуманного взрослыми и систематически осуществляемого общения служит многолетняя деятельность проф. И. А. Соколянского. Имея дело с детьми, потерявшими в раннем возрасте зрение, слух и не владеющими речью, мастер-педагог использовал сохранившиеся бедные возможности (в первую очередь — осязание) и, построив все общение с такими детьми на очень…


С возрастом усиливается идейная обоснованность суждений, возникающих на основе расширения круга лиц, с которыми ребенок вступает в общение, и новых видов его деятельности как общественника (октябренка, пионера, комсомольца). Все большую роль начинают играть книги, занятия искусством, наукой, разнообразные виды общественно-трудовой деятельности окружающих подростка людей. Среда — предметная, природная и главное социальная — превращается, таким образом,…


Роль активности в развитии ребенка

Детскую активность наблюдает каждая мать. Если младенец здоров, сыт, хорошо выспался, если в комнате тепло, то он никогда не лежит спокойно: он делает множество беспорядочных движений ручками и ножками, морщит лоб. Утомившись от такой «работы», малыш крепко засыпает. По своей природе активность имеет биологическое происхождение. Она возникает у ребенка, когда он получает от внешней среды…


С развитием ребенка его активность изменяется как по содержанию, так и по форме. Дошкольник не просто активен в своих действиях. Он задает множество вопросов, рассуждает, учится рисовать и рассказывать по картинке, ухаживать за животными и читать стихи. Искусство воспитания заключается в том, чтобы направить его активность на усвоение правил вежливого обращения с другими, аккуратного и…