Питание новорожденного
Основным питанием новорожденного является грудное молоко матери, которое содержит все необходимое для его нормального роста и развития. Кроме того, в грудном молоке есть вещества (например, лизоцим и антитела), пагубно действующие на болезнетворные микробы. Поэтому дети, вскармливаемые грудным молоком, лучше развиваются и реже болеют.
Доношенный ребенок рождается с хорошо развитым сосательным рефлексом. К груди его прикладывают обычно через 6 — 12 ч после рождения и кормят через каждые 3 — 3,5 с ночным перерывом в 6 — 6,5 ч (т. е. 6 или 7 раз в сутки).
В первые 3 дня дети большей частью сосут вяло, не одинаково в каждое кормление и быстро засыпают у груди. Им вполне достаточно в это время небольшого количества пищи. После четвертого дня дети начинают сосать грудь активно.
К этому моменту и молока у матери уже хватает для насыщения ребенка. Если молоко хорошо выделяется из соска, малыш насыщается обычно за 5 — 10 мин.
Если же соски у матери тугие и молоко из них выделяется плохо, время кормления увеличивают до 20 — 30 мин. Затягивать кормление дольше 30 мин не рекомендуется.
Поведение детей у груди бывает различным. Некоторые, высосав достаточное количество молока, выталкивают сосок изо рта и быстро засыпают. Такие малыши обычно хорошо прибавляют в массе и спокойно спят между кормлениями.
Другие же сосут жадно все время, пока находятся у груди, часто срыгивают из-за перенасыщения. Если таких детей не ограничивать в кормлении, у них наступает расстройство пищеварения, учащается стул, они становятся беспокойными из-за болевых ощущений, вызываемых вздутием живота.
Часто такие младенцы в дальнейшем перестают хорошо сосать и плохо прибавляют в массе до тех пор, пока пищеварение не нормализуется. В этих случаях надо ограничивать время кормления.
Если соски у матери тугие, втянутые или плоские, ребенку сосать неудобно и он с трудом получает требуемое количество молока. Тем не менее раннее назначение докорма нежелательно, ибо дети, отказываясь от груди, охотнее сосут из бутылочки. Матери же следует терпеливо заставлять ребенка сосать грудь.
«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура
Некоторые женщины сцеживают молоко чересчур энергично и этим повреждают кожу, что подчас приводит к маститу (воспалению молочной железы или, как его еще называют — груднице). Иногда для уменьшения нагрубания молочных желез прибегают к тугой повязке. Этого делать не следует, так как при тугом бинтовании может уменьшиться количество молока. Женщины же с «естественной» недостаточной секрецией молока…
Большую роль в сохранении тепла играет одежда. Недоношенного ребенка обычно одевают в распашонки, теплые кофточки и свободно заворачивают, особенно в первые недели жизни, с руками в теплую пеленку. Белье недоношенных детей должно быть сшито из тонкого, мягкого материала и не иметь швов, рубцов и пуговиц. Хорошо делать распашонки из старого, много раз стиранного, мягкого белья….
При кормлении ребенка в кровати женщина занимает полусидячее положение, подложив под спину подушку. Ребенка кладут на специально предназначенную для этого пеленку рядом с матерью таким образом, чтобы головка его находилась над локтевым сгибом руки. Рукой, на которой лежит малыш, мать приближает его лицо к соску, а указательным и большим пальцем свободной руки берет грудь так,…
Одним из важнейших условий полноценного развития недоношенных детей является их рациональное вскармливание. Между тем это связано с немалыми трудностями вследствие повышенной потребности недоношенного ребенка в белковой пище. Нельзя не учитывать и следующее обстоятельство. Организм недоношенного слаб, начальная масса его мала, потребность в пище велика, а появление молока у женщины, родившей преждевременно, часто запаздывает. Особенно трудно…
В родильном доме мать осваивает кормление ребенка грудью. Она уже знает его особенности. При выписке ей сообщают о том, как он прибавляет в массе, дают рекомендации, чем и как его докармливать, если он не высасывает нужного количества молока, каково состояние ёго кожи, пупочной ранки, можно ли и как нужно купать малыша. Все это поможет организовать…