Акт пищеварения

Весь акт пищеварения осуществляется путем сложной рефлекторной деятельности (реакция организма на внешнее раздражение, осуществляемая посредством нервной системы, носит название рефлекса).

Это закономерно как для взрослых, так и для детей. Так, например, вкусовое раздражение пищей нервных окончаний, имеющихся в слизистой оболочке языка, передается по соответствующим нервам в головной мозг, вызывая определенное раздражение пищевого центра, после чего сигнал по другим нервам поступает к железам, выделяющим слюну.

Этот рефлекс является врожденным, или безусловным.
У новорожденного ребенка имеется ряд безусловных рефлексов. Так, ребенок сосет, когда его прикладывают к груди, чихает при раздражении слизистой оболочки носа и т. д.

Однако вскоре после рождения на базе уже существующих безусловных рефлексов у ребенка появляются так называемые условные рефлексы. Например, на 2 — 3-й неделе жизни возникает рефлекс на положение тела, которое придается малышу при кормлении грудью.

В этом случае сосательные движения появляются сразу же, как только ребенок принимает соответствующее положение, хотя его еще не приложили к груди.

В конце первого
— начале второго месяца жизни появляется зрительный сосательный рефлекс, когда малютка производит сосательные движения уже при одном виде материнской груди. В дальнейшем у ребенка появляется и условный рефлекс на время кормления.

Опытами на животных доказано, что при кормлении их в определенные часы постепенно вырабатывается условный рефлекс, когда пищеварительный сок выделяется в установленное время даже без подачи пищи. Аналогичный рефлекс, если придерживаться определенных часов кормления, очень рано вырабатывается и у детей.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Как уже было сказано, одним из важнейших критериев ценности пищи является количество энергии, которое в ней содержится — калораж (калория — количество тепла, необходимое для нагревания 1 г воды на 1°С). Энергию, получаемую ребенком 1 — 3 лет с пищей за день, целесообразнее распределить по кормлениям. Калорийность завтрака должна составлять 15 — 20%, обеда —…


Для предупреждения расстройства аппетита у детей родители должны придерживаться определенных правил кормления, так как они не менее важны, чем состав пищи. С введением прикорма надо терпеливо приучать ребенка к новым для него видам пищи. Перед кормлением грудью в течение нескольких дней дают пробовать несколько чайных ложек нового блюда, постепенно увеличивая его количество, и заканчивают кормление…


Не следует между кормлениями (например, во время прогулки) и перед ними давать различные сладости: конфеты, печенье, булочки, сладкий чай и т. п., так как они снимают возбудимость пищевого центра, притупляют чувство голода и в конечном итоге снижают аппетит. Все это можно давать детям в ограниченном количестве и только в качестве десерта после еды. Обстановка, в…


Довольно часто приходится наблюдать, как родители каждую ложку густой пищи дают запивать ребенку киселем, компотом или даже водой. Это неправильно. Надо приучать малыша хорошо пережевывать пищу, а не проталкивать ее в желудок вместе с жидкостью. Вредность этой привычки связана и с тем, что густая пища дается теплой, а кисель или вода имеют комнатную температуру, что…


Если ребенок плохо ест, родителям неразумно показывать, что это волнует их. Заметив, что их поведение за едой беспокоит взрослых, дети отказываются от пищи, чтобы удовлетворить свои капризы. Нельзя кормить малыша во время игры, отвлекать его игрушкой, давая при этом пищу ложку за ложкой. Никаких игрушек, сказок, прибауток во время еды! «Когда я ем, я глух…