Акт пищеварения

Весь акт пищеварения осуществляется путем сложной рефлекторной деятельности (реакция организма на внешнее раздражение, осуществляемая посредством нервной системы, носит название рефлекса).

Это закономерно как для взрослых, так и для детей. Так, например, вкусовое раздражение пищей нервных окончаний, имеющихся в слизистой оболочке языка, передается по соответствующим нервам в головной мозг, вызывая определенное раздражение пищевого центра, после чего сигнал по другим нервам поступает к железам, выделяющим слюну.

Этот рефлекс является врожденным, или безусловным.
У новорожденного ребенка имеется ряд безусловных рефлексов. Так, ребенок сосет, когда его прикладывают к груди, чихает при раздражении слизистой оболочки носа и т. д.

Однако вскоре после рождения на базе уже существующих безусловных рефлексов у ребенка появляются так называемые условные рефлексы. Например, на 2 — 3-й неделе жизни возникает рефлекс на положение тела, которое придается малышу при кормлении грудью.

В этом случае сосательные движения появляются сразу же, как только ребенок принимает соответствующее положение, хотя его еще не приложили к груди.

В конце первого
— начале второго месяца жизни появляется зрительный сосательный рефлекс, когда малютка производит сосательные движения уже при одном виде материнской груди. В дальнейшем у ребенка появляется и условный рефлекс на время кормления.

Опытами на животных доказано, что при кормлении их в определенные часы постепенно вырабатывается условный рефлекс, когда пищеварительный сок выделяется в установленное время даже без подачи пищи. Аналогичный рефлекс, если придерживаться определенных часов кормления, очень рано вырабатывается и у детей.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Мясо, важный продукт в питании, богато белками, экстрактивными и минеральными веществами, витаминами и хорошо усваивается организмом. Не следует употреблять в питании детей раннего возраста баранину, жирную свинину, а также гусей, уток. Полезно периодически давать блюда, приготовленные из мозгов, печени, почек, языка. Детям до полутора лет мясо приготавливают в виде фрикаделек, паровых котлет, со второй половины…


Хлеб необходим детям так же, как и взрослым. В возрасте от полутора до трех лет суточное количество хлеба не должно превышать 100 г. Избыток его отягощает работу желудочно-кишечного тракта, снижает аппетит. Крупы широко употребляются в питании детей раннего возраста. Манная крупа усваивается лучше других. Она приготавливается из центральной части пшеничных зерен, богата белками, углеводами, но…


Овощи и фрукты — обязательная ежедневная составная часть меню ребенка — являются важным источником витаминов и минеральных веществ. Они стимулируют выделение пищеварительных соков и продвижение пищи по кишечнику. Овощи и особенно фрукты содержат большое количество так называемых пектиновых веществ, которые улучшают работу желез желудочно-кишечного тракта, уменьшают гнилостные процессы, способствуют обезвреживанию в кишечнике вредных для организма…


Орехи (арахис, кедровые, грецкие, лесные) — полезный продукт питания, так как они богаты растительными маслами, белками и витаминами, в частности группы В. Сладости детям до двух лет лучше не давать. В более старшем возрасте их разрешают (не каждый день) после кормления, а при хорошем аппетите — изредка и в промежутке между кормлениями но не до…


Как уже было сказано, одним из важнейших критериев ценности пищи является количество энергии, которое в ней содержится — калораж (калория — количество тепла, необходимое для нагревания 1 г воды на 1°С). Энергию, получаемую ребенком 1 — 3 лет с пищей за день, целесообразнее распределить по кормлениям. Калорийность завтрака должна составлять 15 — 20%, обеда —…