Распределение лекарственных средств (Важные моменты)
Заключая этот раздел, посвященный ориентировочным расчетам дозирования лекарств, в частности поддерживающих доз, для повседневной лечебной практики, следует подчеркнуть два очень важных момента. Во-первых, при веденные выше расчеты части дозы, покидаю щей организм за интервал времени между введениями, основанные на известной величине t1/2, свидетельствуют о том, что на освобождение организма от 97…98% введенной дозы лекарства требуется период времени, равный 5 периодам полуэлиминации вещества.
Очень важно, что такое же время требуется для накопления лекарства в организме и создания плато его концентрации в крови при введении суточной поддерживающей дозы в виде разовых доз или при постоянной внутри венной инфузии. Во-вторых, при веденные расчеты Сssmax и Сssmin по формулам (21) и (22) сделаны с допущением, что фармакокинетика лекарственных средств следует законам одночастевой модели и что скорость всасывания намного больше скорости элиминации.
Для расчетов в клинических условиях такое допущение вполне приемлемо. В тех случаях, когда необходимо ускорить достижение стабильного терапевтического уровня лекарственного средства в крови (в организме), возникает необходимость использования нагрузочной (насыщающей) дозы, которая быстро доводит концентрацию лекарства в крови до намеченного терапевтического уровня.
Нагрузочная доза равна тому количеству лекарства в организме, которое может создать требуемую терапевтическую концентрацию в плазме крови:
Dнагр =Css*Vd. (23)
Для приводившегося выше примера с введением теофиллина 10-летнему ребенку нагрузочная доза составит (при Css = 10 мг/л и Vd = 0,6 л/кг): 10 мг/л-0,6 л/кг = 6 мг/кг; при Css =18 мг/л; Dнагр =18 мг/л-0,6 л/кг = 10,8 мг/кг.
«Справочник педиатра по клинической фармакологии», В.А. Гусель
При сравнении характеристик четырех препаратов, создается впечатление, что чем больше лекарство связано с белками плазмы крови, тем оно имеет меньшую способность покидать сосудистое русло, уходя в ткани. Действительно, фуросемид, почти полностью связывающийся с белками плазмы крови, имеет объем распре деления, ненамного превышающий объем крови взрослого человека. Однако обращает на себя внимание отсутствие пропорциональной зависимости между…
Рассчитаем Сssmax для 6-часового интервала (D = 5,4 мг/кг) внутривенного введения теофиллина 10-летнему ребенку: Сssmax=1* 5,4 мг/кг/0,61 л/кг*0,5=1 * 5,4 мг/0,61 л*0,5=5,4 мг/0,3 л=18 мг/л. Подсчитанная Сssmax при 6-часовом интервале не выходит за рамки терапевтического диапазона концентраций теофиллина (8…20 мг/л). Минимальная концентрация препарата, создающаяся в крови больного при дробном введении суточной дозы, подсчитывается по формуле:…
Фармакокинетика — это совокупность процессов, в результате которых изменяется концентрация лекарственного средства в разных средах организма больного и здорового человека. Основные разделы фармакокинетики: особенности поступления препарата в организм в зависимости от пути введения; всасывание, биоусвояемость лекарств; связывание с белками плазмы крови; распределение; элиминация (биотрансформация и выведение лекарств); математическое моделирование кинетики лекарств в организме больного человека…
Развитие ацидоза может способствовать проникновению в ткани лекарств — слабых кислот, которые меньше диссоциируют в таких условиях. Повышение уровня мочевины или остаточного азота, с одной стороны, увеличивает проницаемость гистогематических барьеров у детей и взрослых; с другой стороны, снижает связывание многих лекарств с белками плазмы крови. Элиминация лекарственных средств. Наиболее значащей величиной, характеризующей элиминацию лекарства, является…
При назначении многих лекарственных средств нагрузочная доза может быть введена за один раз, если игнорировать процесс распре-1 деления вещества, кинетика которого следует законам двухчастевой модели. Во многих случаях использования нагрузочных доз такой под ход возможен, однако он может привести к плохим для больного последствиям, если распределение препарата происходит значительно медленнее, чем его поступление в кровь!…