Артрогрипоз (ЛФК)
Лечебная физкультура является одним из ведущих методов лечения артрогрипоза, эффективность которого зависит от тщательности подбора средств при ясно определенных задачах, настойчивости и систематичности их применения и сугубо индивидуальном подходе к больному ребенку.
Методика лечебной физкультуры складывается на ранних этапах (в первые месяцы жизни) из массажа, рефлекторных гимнастических и осторожно включаемых пассивных упражнений. Проводят общий поглаживающий массаж туловища и конечностей, затем, после вводного массажа с использованием приемов поглаживания и вибрации, добиваются некоторого снижения повышенного тонуса сгибателей верхних конечностей и после этого проводят рефлекторные гимнастические упражнения с использованием рефлексов Моро и Робинсона.
При отсутствии или слабой выраженности врожденных рефлексов проделывают пассивные упражнения при максимальном расслаблении мышц. Массаж и рефлекторные упражнения стоп чередуются с пассивными упражнениями корригирующего характера. Увеличения амплитуды движений в коленных и тазобедренных суставах можно добиться при рефлекторных упражнениях в разгибании позвоночника и ползании, а также во время упражнений, основанных на рефлексах положения.
По мере исчезновения повышенного тонуса сгибательной мускулатуры у детей все большую роль в методике начинают играть пассивные упражнения, проводимые как для развития движений в пораженных суставах, так и для обеспечения условий, способствующих своевременному возникновению активных движений. Упражнения проводят после вводного массажа по всем возможным осям движений в данном суставе. Занятия осуществляются с учетом продолжающейся коррекции поэтапными гипсовыми повязками и вытяжением.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
II период — период восстановления функции. Клинически в этом периоде происходит окончательное формирование костной мозоли и может нормализоваться функция пораженной конечности. Необходимо учитывать, что конечность после иммобилизации атрофична, движения в суставах ограничены, а первичная мозоль отличается недостаточной прочностью и при неправильном лечении может быть повреждена. Наибольшие ограничения движений наблюдаются при внутрисуставных и околосуставных переломах в…
Переломы ключицы у детей встречаются сравнительно часто во всех возрастах. Механизм возникновения — падение на прямую руку или на область плечевого сустава. При этом возникают переломы различного характера: для детей раннего возраста характерны поднадкостничные и переломы по типу «зеленой ветки», для детей старшего возраста — полные переломы, сопровождающиеся смещением по длиннику и ширине кости. Под…
Переломы обеих костей предплечья у детей наблюдаются в средней и нижней трети. Они могут быть поднакостничными надломами и полными переломами, возникают при падении на руку с упором на ладонь. Лечение заключается в фиксации конечности сроком на 2 нед. При надломах конечность фиксируют гипсовой лонгетой на 2—3 нед. При смещении — закрытая репозиция с фиксацией на…
Повреждение связок коленного сустава чаще встречается у детей старше 8 лет. Механизм травмы — резкая ротация бедра при фиксированной голени с одновременным сгибанием или разгибанием, а также ротация бедра и отклонения голени кнаружи или кнутри. У детей в большинстве случаев возникает простое растяжение внутренних и наружных боковых связок. При этом внутренняя связка повреждается чаще наружной. Редко,…
Лечение заключается в оказании первой помощи (внести пострадавшего в теплое помещение, дать теплое питье, освободить от одежды, стесняющей движения, тело укрыть). В скрытом периоде принимаются меры для восстановления нарушенного кровообращения: теплое помещение, теплые ванны и питье, смачивание спиртом поврежденных участков, легкий массаж, активные движения. В реактивном периоде лечение зависит от степени отморожения. При поверхностном отморожении…