Главная / Семья / Справочник по детской лечебной физкультуре / Лечебная физическая культура при заболеваниях внутренних органов у детей / Лечебная физкультура при пневмониях у детей дошкольного и школьного возраста (при дыхательной недостаточности)

Лечебная физкультура при пневмониях у детей дошкольного и школьного возраста (при дыхательной недостаточности)

При дыхательной недостаточности I и II степени, если ребенок может согласовывать движения с дыханием, эффективно раннее включение в методику занятий дыхательных упражнений. На постельном режиме используются дыхательные упражнения в медленном темпе, без сопротивления дыханию и его форсирования, статического и динамического (с включением малых и средних групп мышц) характера из исходных положений на спине, на боку с их частой сменой.

Улучшение кровоснабжения легких и уменьшение застойных явлений достигаются как за счет всех видов применяемых на постельном режиме упражнений, так и за счет преимущественно связанных с лимфо- и кровоснабжением легких упражнений для мышц верхних конечностей и грудной клетки. Для решения указанных задач могут также использоваться как в сочетании с физическими упражнениями, так и самостоятельно приемы поглаживающего массажа туловища и конечностей, массаж грудной клетки.

Исходные положения для большинства упражнений — лежа и сидя. Длительность занятий не превышает 12—15 мин, физическая нагрузка — слабая и ниже средней. При удовлетворительном состоянии, нормальной температуре и компенсированной дыхательной недостаточности или ее отсутствии ребенок переводится на палатный режим.

В этом периоде заболевания — периоде обратного развития — ведущими задачами лечебной физкультуры являются закрепление достигнутого компенсаторного эффекта, улучшение показателей внешнего дыхания и расширение его резервных возможностей, ускорение рассасывания воспалительных инфильтратов в легочной ткани, нормализация функции сердечнососудистой системы, восстановление и улучшение двигательных навыков больного ребенка, приспособление организма к физическим нагрузкам в пределах палатного режима.

Применяются общеразвивающие гимнастические упражнения, упражнения прикладного типа, выполняемые из всех исходных положений, игры средней подвижности. В качестве специальных используются дыхательные упражнения (все варианты), в том числе и дыхание с сопротивлением, упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, дренажные упражнения. Важную роль играют исходные положения, способствующие активизации дыхания в пораженном сегменте и доле легкого. Приводим схему занятия лечебной физкультурой на палатном режиме.

Физическая нагрузка в занятиях лечебной физкультурой на палатном режиме — средняя. Кроме занятий, используются и такие формы, как утренняя гигиеническая гимнастика, элементы лечебной физкультуры во время прогулок (дозированная ходьба, подвижные игры), для детей школьного возраста — самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Лечебная физкультура — важнейшее средство комплексной терапии как истинной гипертонической болезни, так и вегетативной сосудистой дистонии по гипертоническому типу. Применение средств лечебной физкультуры для нормализации артериального давления основано на тесной связи мышечной работы и регуляции кровообращения. Любые приспособительные реакции невозможны без изменения артериального давления, которое закономерно меняется в процессе мышечной деятельности. После физических упражнений у…


Миокардит — встречается почти у всех детей, больных ревматизмом, он проявляется ухудшением общего состояния, расстройством сна, повышенной утомляемостью, одышкой, неприятными ощущениями в области сердца. При обследовании обнаруживаются расширение границ сердца, мягкий дующий систолический шум на верхушке и в V точке, ослабление I тона, тахикардия. Почти у половины детей в периоде острых явлений развивается поражение клапанного…


При высокой активности процесса назначаются режим ограниченной подвижности, меры ортопедической профилактики (фиксация пораженных конечностей в физиологически выгодном положении). Из медикаментозной патогенетически обоснованной терапии — десенсибилизирующие и иммунодепрессивные средства (ацетилсалициловая кислота, пиразолоновые препараты, хинолин, глюкокортикоиды, индометацин, бруфен), цитостатические средства. Важное место в комплексной терапии занимают физиотерапия, лечебная физкультура и массаж. Диета противовоспалительная и гипосенсибилизирующая за счет…


Болезнь Шенлейна—Геноха (геморрагический васкулит, геморрагический капилляротоксикоз, вазогенная пурпура, абдоминальная пурпура, анафилактоидная пурпура, простая пурпура, ревматоидная пурпура) — наиболее часто встречающийся геморрагический диатез на почве повреждения сосудистого компонента. Этиология и патогенез Болезнь Шенлейна—Геноха относится к инфекционно (токсико)-аллергическим заболеваниям, в этиологии которых ведущую роль играют бактериальные факторы, пищевые и лекарственные вещества. Основным звеном патогенеза является диффузный ангиит преимущественно…


В межприступном периоде лечебная физкультура применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий, самостоятельно выполняемых ребенком индивидуальных назначений. Из средств лечебной физкультуры применяются разнообразные гимнастические упражнения из всех исходных положений, обеспечивающие планомерное увеличение физической нагрузки, физические упражнения прикладного типа, подвижные игры. Специальные упражнения обеспечивают закрепление достигнутого лечебного эффекта, их доля относительно уменьшается. Применяются упражнения для…