Главная / Семья / Справочник по детской лечебной физкультуре / Лечебная физическая культура при заболеваниях внутренних органов у детей / Лечебная физкультура при пневмониях у детей дошкольного и школьного возраста (при дыхательной недостаточности)

Лечебная физкультура при пневмониях у детей дошкольного и школьного возраста (при дыхательной недостаточности)

При дыхательной недостаточности I и II степени, если ребенок может согласовывать движения с дыханием, эффективно раннее включение в методику занятий дыхательных упражнений. На постельном режиме используются дыхательные упражнения в медленном темпе, без сопротивления дыханию и его форсирования, статического и динамического (с включением малых и средних групп мышц) характера из исходных положений на спине, на боку с их частой сменой.

Улучшение кровоснабжения легких и уменьшение застойных явлений достигаются как за счет всех видов применяемых на постельном режиме упражнений, так и за счет преимущественно связанных с лимфо- и кровоснабжением легких упражнений для мышц верхних конечностей и грудной клетки. Для решения указанных задач могут также использоваться как в сочетании с физическими упражнениями, так и самостоятельно приемы поглаживающего массажа туловища и конечностей, массаж грудной клетки.

Исходные положения для большинства упражнений — лежа и сидя. Длительность занятий не превышает 12—15 мин, физическая нагрузка — слабая и ниже средней. При удовлетворительном состоянии, нормальной температуре и компенсированной дыхательной недостаточности или ее отсутствии ребенок переводится на палатный режим.

В этом периоде заболевания — периоде обратного развития — ведущими задачами лечебной физкультуры являются закрепление достигнутого компенсаторного эффекта, улучшение показателей внешнего дыхания и расширение его резервных возможностей, ускорение рассасывания воспалительных инфильтратов в легочной ткани, нормализация функции сердечнососудистой системы, восстановление и улучшение двигательных навыков больного ребенка, приспособление организма к физическим нагрузкам в пределах палатного режима.

Применяются общеразвивающие гимнастические упражнения, упражнения прикладного типа, выполняемые из всех исходных положений, игры средней подвижности. В качестве специальных используются дыхательные упражнения (все варианты), в том числе и дыхание с сопротивлением, упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, дренажные упражнения. Важную роль играют исходные положения, способствующие активизации дыхания в пораженном сегменте и доле легкого. Приводим схему занятия лечебной физкультурой на палатном режиме.

Физическая нагрузка в занятиях лечебной физкультурой на палатном режиме — средняя. Кроме занятий, используются и такие формы, как утренняя гигиеническая гимнастика, элементы лечебной физкультуры во время прогулок (дозированная ходьба, подвижные игры), для детей школьного возраста — самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Задачи лечебной физкультуры сводятся к нормализации сосудистого тонуса и других показателей сердечнососудистой системы, а также к устранению имеющихся нейроэндокринных сдвигов, восстановлению нервной регуляции. Вместе с частными задачами решаются и общие: восстановление свойственных возрасту двигательных навыков, повышение физической работоспособности и неспецифической сопротивляемости до уровня физиологической нормы. Перечисленные задачи решаются с помощью специальных и общих средств лечебной…


В неактивной фазе ревматизма дети состоят на диспансерном учете в кардиоревматологическом кабинете поликлиники, обеспечивающем последовательное восстановление здоровья ребенка и меры предупреждения повторных атак. В большинстве случаев дети после стационара направляются в местный кардиоревматологический санаторий. Задачи реабилитации и лечения в неактивной фазе: полная ликвидация активности ревматического процесса, нормализация функции сердечнососудистой системы, а при образовании порока —…


При переводе больного в период стихания обострения на полупостельный режим лечебная физкультура проводится или в палате, или в специально оборудованном кабинете в форме малогрупповых занятий, что позволяет использовать более обширный набор общеразвивающих упражнений из различных исходных положений, упражнения со снарядами и пособиями. Перед занятиями проводят массаж пораженных суставов, вначале поглаживание по ходу лимфотока, обходя область…


Важную роль физических упражнений в развитии дыхательного аппарата и лечения его заболеваний определяет тесная физиологическая и функциональная связь мышечной деятельности и дыхания. Каждое мышечное сокращение, вызывая изменения химизма мышц, рефлекторно и гуморально возбуждает функцию дыхания. Работа скелетной мускулатуры не только сопровождается соответствующим усилением вентиляции и газообмена, но и требует четкого согласования работы внутренних органов, обеспечивающих…


Бронхоэктатическая болезнь — клинический вариант хронической пневмонии, характеризующийся развитием бронхоэктазии и накоплением в них гнойного содержимого. Бронхоэктазии могут развиться также при стафилококковой деструкции легких, муковисцидозе, в результате врожденных пороков развития легких. Клиника хронической пневмонии с бронхоэктазиями характеризуется наличием кашля с мокротой, часто неприятного, гнилостного запаха, количество мокроты может быть значительным. Точная диагностика бронхоэктазии проводится с помощью…