Гипотрофия (ЛФК)

Лечебная физкультура при гипотрофии является одним из моментов рационального режима и ухода, благоприятно влияющих на высшую нервную деятельность больного, а также средством комплексной терапии патогенетического характера. Она назначается обычно, когда калорийность пищи достигает потребных величин.

Задачи лечебной физкультуры сводятся к улучшению и нормализации основных нервных процессов, обмена веществ, в частности процессов усвоения пищи, нормализации моторной и ферментативной деятельности желудочно-кишечного тракта, повышению уровня неспецифической сопротивляемости детского организма, предупреждению задержки в психомоторном развитии, восстановлению и нормализации двигательных навыков при их нарушении.

Средствами лечебной физкультуры, способствующими решению этих задач, являются общий и избирательный массаж с использованием всех приемов, рефлекторные гимнастические упражнения, а в дальнейшем пассивные и активные упражнения, соответствующие двигательным возможностям ребенка, упражнения в развитии основных движений. При гипотрофии III степени занятия лечебной физкультурой проводятся с соблюдением условий, предупреждающих повышенные теплопотери в помещении с температурой 26—28 °С и влажностью от 60 до 70 %.

Занятия проводятся индивидуально, включаются преимущественно поглаживающий массаж туловища и конечностей, рефлекторные упражнения, выкладывание на живот. Длительность занятий не более 8 мин. При гипотрофии II степени к поглаживающему массажу осторожно присоединяются растирание и разминание при отсутствии неблагоприятных реакций и избирательно. По мере улучшения мышечного тонуса и состояния нервно-мышечного аппарата, помимо рефлекторных гимнастических упражнений, возможно использование пассивных упражнений в медленном темпе. Пассивные движения производятся чрезвычайно осторожно, с соблюдением всех правил их выполнения.

С возникновением самостоятельных движений включаются и активные упражнения из горизонтального исходного положения. Особенностью методики лечебной физкультуры является широкое применение массажа (прием поглаживания) как перед упражнениями для соответствующих мышечных групп, так и между упражнениями, что способствует предупреждению утомления и нормализации мышечного тонуса. Длительность занятий от 12 до 15 мин.

При гипотрофии I степени занятия лечебной физкультурой включают активные гимнастические упражнения в соответствии с имеющимися у ребенка двигательными реакциями, пассивные и активные с помощью упражнения для развития задержанных двигательных навыков, а также приемы общего поглаживающего массажа туловища и конечностей и избирательно, на участки гипотоничной мускулатуры, все приемы массажа.

Длительность занятий может быть увеличена до 15—18 мин. В периоды бодрствования проводятся упражнения в стимуляции отстающих движений с предшествующим и заключительным массажем в форме самостоятельно выполняемых родителями или дежурным медицинским персоналом назначений по лечебной физкультуре.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Пороки сердца приобретенные — органические поражения клапанного аппарата. Этиология приобретенных пороков — ревматизм, редко — подострый септический эндокардит. Патогенез — воспалительный процесс в эндокарде приводит к рубцовым изменениям клапанов и фиброзного кольца, сморщиванию и деформации, в результате чего возникают недостаточность, стеноз или комбинация недостаточности и стеноза клапанов с соответствующими расстройствами сердечной деятельности и гемодинамики. Морфологические изменения…


Артрит — воспалительное заболевание суставов. В соответствии с рабочей классификацией, принятой на I Всесоюзном съезде ревматологов в 1971 г., различают самостоятельные нозологические формы артритов (ревматоидный артрит, ревматический полиартрит, инфекционно-аллергический полиартрит, а также инфекционные специфические артриты) и артриты, связанные с другими заболеваниями. В отдельную группу отнесены травматические артриты. Этиология Артриты развиваются в результате инфекции, аллергии или…


Важнейшая физиологическая роль крови обусловливает значение этой группы заболеваний в детском возрасте, хотя их частота относительно невелика. Основные функции крови связаны с участием в дыхании путем транспорта кислорода и углекислоты, переносом питательных веществ к тканям, экскрецией конечных продуктов обмена, обеспечением гомеостаза, переносом гормонов и участием их в гуморальной регуляции жизнедеятельности, терморегуляцией, наконец, обеспечением гуморальной защиты…


Лечение ателектазов проводится по принципам лечения основного заболевания, с помощью бронхоскопии или консервативно восстанавливают проходимость бронха. Применяют бронхолитические протеолитические ферменты в аэрозолях, физиотерапию, лечебную физкультуру. Лечебная физкультура направлена на восстановление воздушности легкого, восстановление нарушенной бронхиальной проходимости, компенсацию и устранение дыхательной недостаточности, а также на решение ведущих задач лечения основного заболевания, осложненного ателектазом. К специальным средствам…


На общем режиме, в периоде остаточных явлений, а также в поликлинике при занятиях с детьми, перенесшими плевропневмонию, используются динамические дыхательные упражнения с так называемым встречным дыханием, когда развертывание грудной клетки и ее растяжение при движении сопровождаются не обычным для такого положения вдохом, а выдохом, что позволяет разделить париетальный и висцеральный листки плевры, растягивая образовавшиеся спайки….