Гипотрофия (ЛФК)

Лечебная физкультура при гипотрофии является одним из моментов рационального режима и ухода, благоприятно влияющих на высшую нервную деятельность больного, а также средством комплексной терапии патогенетического характера. Она назначается обычно, когда калорийность пищи достигает потребных величин.

Задачи лечебной физкультуры сводятся к улучшению и нормализации основных нервных процессов, обмена веществ, в частности процессов усвоения пищи, нормализации моторной и ферментативной деятельности желудочно-кишечного тракта, повышению уровня неспецифической сопротивляемости детского организма, предупреждению задержки в психомоторном развитии, восстановлению и нормализации двигательных навыков при их нарушении.

Средствами лечебной физкультуры, способствующими решению этих задач, являются общий и избирательный массаж с использованием всех приемов, рефлекторные гимнастические упражнения, а в дальнейшем пассивные и активные упражнения, соответствующие двигательным возможностям ребенка, упражнения в развитии основных движений. При гипотрофии III степени занятия лечебной физкультурой проводятся с соблюдением условий, предупреждающих повышенные теплопотери в помещении с температурой 26—28 °С и влажностью от 60 до 70 %.

Занятия проводятся индивидуально, включаются преимущественно поглаживающий массаж туловища и конечностей, рефлекторные упражнения, выкладывание на живот. Длительность занятий не более 8 мин. При гипотрофии II степени к поглаживающему массажу осторожно присоединяются растирание и разминание при отсутствии неблагоприятных реакций и избирательно. По мере улучшения мышечного тонуса и состояния нервно-мышечного аппарата, помимо рефлекторных гимнастических упражнений, возможно использование пассивных упражнений в медленном темпе. Пассивные движения производятся чрезвычайно осторожно, с соблюдением всех правил их выполнения.

С возникновением самостоятельных движений включаются и активные упражнения из горизонтального исходного положения. Особенностью методики лечебной физкультуры является широкое применение массажа (прием поглаживания) как перед упражнениями для соответствующих мышечных групп, так и между упражнениями, что способствует предупреждению утомления и нормализации мышечного тонуса. Длительность занятий от 12 до 15 мин.

При гипотрофии I степени занятия лечебной физкультурой включают активные гимнастические упражнения в соответствии с имеющимися у ребенка двигательными реакциями, пассивные и активные с помощью упражнения для развития задержанных двигательных навыков, а также приемы общего поглаживающего массажа туловища и конечностей и избирательно, на участки гипотоничной мускулатуры, все приемы массажа.

Длительность занятий может быть увеличена до 15—18 мин. В периоды бодрствования проводятся упражнения в стимуляции отстающих движений с предшествующим и заключительным массажем в форме самостоятельно выполняемых родителями или дежурным медицинским персоналом назначений по лечебной физкультуре.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Теоретические предпосылки для использования физических упражнений и регламентированной двигательной деятельности при лечении заболеваний сердечнососудистой системы у детей связаны с многосторонним влиянием мышечной работы на показатели функциональной системы кровообращения и морфологические характеристики сердца и сосудов. Это влияние обнаруживается не только в физиологических условиях нормального роста и развития, но и при заболеваниях. Прежде всего оно заключается в…


Комбинированный порок двустворчатого (митрального) клапана, митральная болезнь — сочетание стеноза и недостаточности. Формирование порока может начинаться со стенозирования, а затем развивается деформация створок клапана (первичный стеноз). Если продолжающийся эндокардит, вызвавший недостаточность клапанов, приводит к сужению фиброзного кольца, возникает вторичный стеноз. Клиническая картина и физикальные данные определяются преобладанием явлений стеноза или недостаточности. «Справочник по детской лечебной…


Клиника ревматоидного артрита разнообразна. По А. А. Яковлевой (1977), различают преимущественно суставную, суставно-висцеральную и комбинированные формы. Наиболее типичная в детском возрасте суставная форма с подострым течением начинается постепенно, реже остро. Иногда на фоне нормальной, чаще субфебрильной температуры при неизмененном общем состоянии появляются боль и припухлость в одном или нескольких суставах. Суставы могут опухать без болевых…


Общестимулирующий эффект занятий лечебной физкультурой при анемиях дает возможность повысить уровень неспецифической сопротивляемости организма ребенка, улучшить обменные процессы и способствовать нормализации его массы. Лечебная физкультура необходима для восстановления психомоторного развития ребенка и его коррекции. Таким образом, задачи лечебной физкультуры в комплексной терапии анемий могут быть сведены к следующим: стимуляция гемопоэза, улучшение и нормализация кроветворения, компенсация…


Лечение бронхиальной астмы должно учитывать индивидуальные особенности больного ребенка, период заболевания и характер изменений дыхательной системы. Оно прежде всего направлено на устранение имеющихся нарушений бронхиальной проходимости, но, учитывая этиологию и патогенез страдания, нужно стремиться, чтобы комплексное лечение обеспечило улучшение и нормализацию функции нервной системы и ее вегетативных отделов, компенсацию развивающейся дыхательной недостаточности, а в дальнейшем…