Рахит (изменения нервно-мышечного и нарушения опорно-двигательного аппарата)

Изменения нервно-мышечного и нарушения опорно-двигательного аппарата, разболтанность суставов приводят к усилению патологии позных статических и локомоторных реакций, основной причиной которой являются характерные для рахита расстройства замыкательной функции коры головного мозга, замедление выработки новых и утрата возникших условнорефлекторных поведенческих и двигательных реакций. Дети, больные рахитом, позже начинают держать голову, поворачиваться, ползать, переходить из положения лежа в положение сидя, стоять, ходить и т. д.

Деформации грудной клетки в области прикрепления диафрагмы (образование так называемой гаррисоновой борозды, развертывание нижней апертуры, уплощение), гипотония дыхательной мускулатуры, расстройства нервной регуляции существенно нарушают механику дыхательного акта, дыхание становится поверхностным, неритмичным. Вместе с тем типичные для рахита изменения биохимического гомеостаза, развитие метаболического ацидоза приводят к нарушениям тканевого дыхания. Таким образом, ребенок оказывается в препневмоническом состоянии, объясняющем легкость возникновения и тяжесть клинической картины присоединяющейся к рахиту пневмонии.

Для клиники тяжелого рахита характерны также изменения сердечнососудистой системы, диспепсические расстройства, связанные с нарушением моторной и ферментативной функции желудочно-кишечного тракта, нарушения кроветворения, функции печени и т. д. В период разгара с помощью лабораторных данных обнаруживают снижение уровня кальция до 2,24 ммоль/л (при норме 2,61 ммоль/л), снижение неорганического фосфора до 0, 65 ммоль/л (норма 1,74 ммоль/л).

Характерны изменения рентгенографической картины костей: остеопороз, расширение, бахромчатость и зазубренность щели в метафизарной зоне, иногда патологические переломы и т. д.

Классификация рахита: начальный, разгара, или цветущий, репераций, или реконвалесценции, и остаточных явлений.

По тяжести рахит разделяют на три степени: I степень (легкий рахит), II степень (средней тяжести с поражением костной системы) и III степень (тяжелый рахит с поражением внутренних органов). По течению рахит может быть острым, подострым и рецидивирующим.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Теоретические предпосылки для использования физических упражнений и регламентированной двигательной деятельности при лечении заболеваний сердечнососудистой системы у детей связаны с многосторонним влиянием мышечной работы на показатели функциональной системы кровообращения и морфологические характеристики сердца и сосудов. Это влияние обнаруживается не только в физиологических условиях нормального роста и развития, но и при заболеваниях. Прежде всего оно заключается в…


Комбинированный порок двустворчатого (митрального) клапана, митральная болезнь — сочетание стеноза и недостаточности. Формирование порока может начинаться со стенозирования, а затем развивается деформация створок клапана (первичный стеноз). Если продолжающийся эндокардит, вызвавший недостаточность клапанов, приводит к сужению фиброзного кольца, возникает вторичный стеноз. Клиническая картина и физикальные данные определяются преобладанием явлений стеноза или недостаточности. «Справочник по детской лечебной…


Клиника ревматоидного артрита разнообразна. По А. А. Яковлевой (1977), различают преимущественно суставную, суставно-висцеральную и комбинированные формы. Наиболее типичная в детском возрасте суставная форма с подострым течением начинается постепенно, реже остро. Иногда на фоне нормальной, чаще субфебрильной температуры при неизмененном общем состоянии появляются боль и припухлость в одном или нескольких суставах. Суставы могут опухать без болевых…


Общестимулирующий эффект занятий лечебной физкультурой при анемиях дает возможность повысить уровень неспецифической сопротивляемости организма ребенка, улучшить обменные процессы и способствовать нормализации его массы. Лечебная физкультура необходима для восстановления психомоторного развития ребенка и его коррекции. Таким образом, задачи лечебной физкультуры в комплексной терапии анемий могут быть сведены к следующим: стимуляция гемопоэза, улучшение и нормализация кроветворения, компенсация…


Лечение бронхиальной астмы должно учитывать индивидуальные особенности больного ребенка, период заболевания и характер изменений дыхательной системы. Оно прежде всего направлено на устранение имеющихся нарушений бронхиальной проходимости, но, учитывая этиологию и патогенез страдания, нужно стремиться, чтобы комплексное лечение обеспечило улучшение и нормализацию функции нервной системы и ее вегетативных отделов, компенсацию развивающейся дыхательной недостаточности, а в дальнейшем…