Рахит (период остаточных явлений)

В периоде остаточных явлений ведущими задачами лечебной физкультуры становятся нормализация функции органов и систем, пораженных при рахите, восстановление и нормализация психомоторного развития, коррекция (в возможных пределах) имеющихся деформаций опорно-двигательного аппарата, нормализация общей неспецифической реактивности. Решению этих задач способствует широкое использование всех средств лечебной физкультуры, соответствующих физиологическому возрасту ребенка, т. е. уровню его развития.

К ним относятся общеразвивающие физические упражнения из всех исходных положений, упражнения в развитии основных движений — лазания, ходьбы, бега, прыжков, бросания. Особую роль играют упражнения в элементах движений и целостных двигательных навыках, задержанных в развитии.

Подготовка двигательного аппарата к этим упражнениям заключается в избирательном массаже пораженных мышц, упражнениях с помощью и из облегчающих исходных положений. Стимуляции движений способствуют игровая методика выполнения упражнений, использование игрушек, ярких пособий, а также включение подвижных игр, соответствующих возрасту. Специальные корригирующие упражнения включаются, учитывая характер имеющихся деформаций.

Действие этих упражнений может быть усилено массажными приемами. Лечебная физкультура в периоде остаточных явлений проводится во всех формах, возможных по условиям больницы и возрасту детей. Начиная со 2-го года жизни в режим дня включается утренняя гимнастика. Во всех возрастных группах проводятся специальные занятия лечебной физкультурой, длительность которых может быть увеличена до 18—20 мин.

Весьма эффективны для успешного решения специальных задач коррекции и ликвидации отставания в развитии индивидуальные назначения по лечебной физкультуре, выполняемые родителями или дежурным медицинским персоналом под руководством инструктора. В содержание таких назначений включаются активные упражнения по развитию отстающих двигательных навыков, например стимуляция ползания, исходные положения, способствующие коррекции, и другие простейшие приемы лечебного воздействия, не требующие сложной техники. Приводим схему применения средств лечебной физкультуры при рахите.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Стеноз левого предсердно-желудочкового отверстия (митральный стеноз) изолированно встречается редко. При этом пороке имеется сужение фиброзного кольца, в результате которого левое предсердие не перекачивает полностью кровь в левый желудочек, гипертрофируется, гели это не компенсирует образовавшийся порок, развивается гипергензия малого круга кровообращения, а затем и гипертрофия правого желудочка. При обследовании определяется расширение границ сердца вверх и вправо,…


Лечебная физкультура применяется на всех этапах лечения артритов в связи с возможностью глубокого воздействия средств лечебной физкультуры на организм больного и пораженный суставной аппарат. Задачи последней в комплексной терапии артритов практически совпадают с вышеперечисленными лечебными задачами (за исключением борьбы с инфекцией). Наиболее важными следует считать трофическое действие физических упражнений и массажа, обеспечивающих уменьшение, а затем…


Лечение анемий — всегда комплексное, с учетом этиологии, патогенеза, общего состояния ребенка и клинико-лабораторных данных. Обеспечиваются восполнение дефицита гемопоэтических факторов, полноценная диетотерапия, оптимальный режим. При апластических и гипопластических анемиях — гемотрансфузия, гормонотерапия, антибиотики. При некоторых формах гемолитических анемий проводится спленэктомия. Лечебная физкультура при анемиях у детей применяется как средство неспецифической стимулирующей терапии, а при некоторых видах…


Типичным для бронхиальной астмы является приступ удушья: больной не может выдохнуть воздух, грудная клетка расширена и приподнята, в дыхании участвуют вспомогательные мышцы, ребенок сидит, опираясь руками о края кровати, плечи его приподняты, голова втянута, дыхание шумное, зрачки расширены, пульс учащен, нередко бывает частый сухой, мучительный кашель. Приступ бронхиальной астмы редко возникает на фоне полного здоровья,…


Пневмонии у детей раннего возраста по патогенезу и клинической картине характеризуются генерализованным поражением организма с поражением многих органов и систем. Простая (локализованная) форма пневмонии развивается после острых респираторных заболеваний, характеризуется кашлем, одышкой, повышением температуры, ухудшением общего состояния, снижением аппетита, вялостью, капризностью, развитием признаков дыхательной недостаточности. По мнению Ю. Ф. Домбровской, локализованная форма пневмонии встречается у…