Неврозы (методика проведения терапии)
Методика проведения должна быть обязательно согласована с лечащим врачом, с учетом лечебных задач психотерапии.
Общая направленность тренировки должна соответствовать поставленной цели — научить больного управлять своей эмоциональной сферой. Поскольку речь идет в конечном счете о нормализации поведения больных, на первый план выступают воспитательные задачи лечебной физкультуры. Это обязывает особенно внимательно относиться к организации групповых занятий, начиная с формирования группы.
Рекомендуется включать в ее состав до 8 детей с разными формами неврозов, но не более одного больного истерией (иначе работа будет очень затруднена). При составлении плана занятия всегда следует иметь запасной вариант, на который, может быть, придется перейти в случае неожиданной отрицательной реакции части занимающихся. Необходимо, чтобы ребенок на практике убедился в возможности достигнуть определенных результатов.
Это поддерживается поощрением больного: одобрением, вручением значка, приза, вымпела, а также положительной оценкой выполнения определенных поручений. Важно также сравнение имеющихся улучшений физического развития, достижений в овладении прикладными навыками в пределах возрастных показателей и пр. В. И. Гарбузов в плане психотерапевтических занятий рекомендует ряд методических приемов, которые могут быть целиком использованы в занятиях лечебной физкультурой. Так, рекомендуется постепенный переход от одобрений к мягкой требовательности, а затем и к твердым требованиям умения действовать как все, с последующим переходом к самостоятельным действиям.
При этом существенна и такая последовательность: вначале с помощью ведущего, а затем при взаимопомощи и, наконец, самостоятельно. Руководствуясь возрастными особенностями и необходимостью воспитания умения согласованно действовать в группе, предпочтение отдается игровому методу проведения занятий, а также самостоятельным играм и специальным игровым заданиям. Осуществляется постепенный переход от упрощенных занимательных игр к сложным, с обязательным соблюдением правил, воспитанием чувства равного среди равных и адаптации к возрастающим требованиям.
Для поддержания бодрого настроения необходимо в процессе занятий, после особо эмоциональных или требующих напряжения упражнений применять приемы отвлечения и разгрузки. С занятий больной должен уходить удовлетворенным, стремиться аккуратно их посещать. Если же ребенок приходит на занятия без особого желания и начинает предъявлять жалобы, то программу и методику занятий необходимо пересмотреть.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
Невральная амиотрофия Шарко-Мари начинается преимущественно после 10 лет, наблюдаются как семейные, так и спорадические случаи. Основные признаки: слабость, повышенная утомляемость, гипотрофия мышц стопы с затруднением тыльного сгибания, при этом стопы свисают, нарушается походка, часто образуется полая стопа с высоким подъемом. Значительно позднее в процесс вовлекаются мышцы верхних конечностей с образованием когтевидных кистей. Отмечается медленное течение…
Серозные менингиты Группа заболеваний разной этиологии, протекающих с серозным воспалением мозговых оболочек. Установлено вирусное происхождение большинства серозных менингитов, в том числе вызываемых и вирусами клещевого энцефалита и полиомиелита. В таких случаях имеется менингеальная форма клещевого энцефалита или полиомиелита. Менингит острый серозный Армстронга Начинается с повышенной температуры и возникновения катаральных явлений с нерезкой головной болью, рвота…
Лечение — комплексное с исключением физических и психических перегрузок и конфликтов, Применяются седативные средства, транквилизаторы, психостимуляторы, физиотерапевтические процедуры, особенно электросон и водные, лечебная физкультуру. Ведущую роль играют психотерапия и лечебная педагогика. Лечебная физкультура у детей применяется при всех формах заболевания, являясь ведущим методом комплексной терапии. Задачи лечебной физкультуры сводятся к следующим: общее укрепление организма, организация…
Групповые занятия очень важны для организации детского коллектива, воспитания дисциплины, активности и большего раскрытия двигательных возможностей больного. Групповые занятия проводятся по обычной схеме с вводной, основной и заключительной частями длительностью от 20 до 45 мин. У старших детей в основную часть занятий можно включать упражнения, разученные ранее, во время индивидуальных заданий (6—10 мин). Группы организуются…
Лечебная физкультура на первом этапе лечения включает физические упражнения, способствующие вытяжению позвоночника. Кроме того, применяются упражнения, увеличивающие кифоз, способствующие уменьшению давления спинномозговых нервов (сгибание туловища в исходном положении стоя на четвереньках, подтягивание согнутых ног к животу в положении лежа на спине). Амплитуда колебаний туловища увеличивается постепенно. Лечение проводится на фоне сниженной статической нагрузки. С улучшением…