Неврозы (методика проведения терапии)

Методика проведения должна быть обязательно согласована с лечащим врачом, с учетом лечебных задач психотерапии.

Общая направленность тренировки должна соответствовать поставленной цели — научить больного управлять своей эмоциональной сферой. Поскольку речь идет в конечном счете о нормализации поведения больных, на первый план выступают воспитательные задачи лечебной физкультуры. Это обязывает особенно внимательно относиться к организации групповых занятий, начиная с формирования группы.

Рекомендуется включать в ее состав до 8 детей с разными формами неврозов, но не более одного больного истерией (иначе работа будет очень затруднена). При составлении плана занятия всегда следует иметь запасной вариант, на который, может быть, придется перейти в случае неожиданной отрицательной реакции части занимающихся. Необходимо, чтобы ребенок на практике убедился в возможности достигнуть определенных результатов.

Это поддерживается поощрением больного: одобрением, вручением значка, приза, вымпела, а также положительной оценкой выполнения определенных поручений. Важно также сравнение имеющихся улучшений физического развития, достижений в овладении прикладными навыками в пределах возрастных показателей и пр. В. И. Гарбузов в плане психотерапевтических занятий рекомендует ряд методических приемов, которые могут быть целиком использованы в занятиях лечебной физкультурой. Так, рекомендуется постепенный переход от одобрений к мягкой требовательности, а затем и к твердым требованиям умения действовать как все, с последующим переходом к самостоятельным действиям.

При этом существенна и такая последовательность: вначале с помощью ведущего, а затем при взаимопомощи и, наконец, самостоятельно. Руководствуясь возрастными особенностями и необходимостью воспитания умения согласованно действовать в группе, предпочтение отдается игровому методу проведения занятий, а также самостоятельным играм и специальным игровым заданиям. Осуществляется постепенный переход от упрощенных занимательных игр к сложным, с обязательным соблюдением правил, воспитанием чувства равного среди равных и адаптации к возрастающим требованиям.

Для поддержания бодрого настроения необходимо в процессе занятий, после особо эмоциональных или требующих напряжения упражнений применять приемы отвлечения и разгрузки. С занятий больной должен уходить удовлетворенным, стремиться аккуратно их посещать. Если же ребенок приходит на занятия без особого желания и начинает предъявлять жалобы, то программу и методику занятий необходимо пересмотреть.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Арахноидит церебральный возникает при серозном воспалении паутинной оболочки мозга с развитием слипчатых или кистозных изменений. Этиология, патогенез Заболевание развивается при инфекциях, интоксикациях, травмах, наиболее часто после гриппа, кори, туберкулеза, а также как осложнение при заболеваниях придатков пазух носа (гайморит, фронтит), нередко арахноидит осложняет энцефалит и миелит. Церебральный арахноидит чаще встречается у детей старше 10 лет….


Миелит — тяжелое заболевание, требующее немедленной госпитализации и проведения энергичного лечения. Консервативное лечение в остром периоде составляется из противоотечного и гормонального, введения антибиотиков, катетеризации мочевого пузыря с дезинфицирующими растворами. Основное внимание уделяется правильному положению тела ребенка со специальными укладками. Больного кладут на плоскую кровать с поролоновым или резиновым матрацем без складок и швов на простынях….


Паралич детский церебральный — заболевание головного мозга, возникающее внутриутробно, при родах или в период новорожденное под влиянием различных вредных факторов. Этиологическими факторами считаются: дефекты зародышевой плазмы, вредные воздействия на эмбрион, плод в связи с хроническим или инфекционными заболеваниями матери и другими вредными влияниями на ее организм во время беременности, химические (в том числе лекарственные), механические (при…


Лечебная физкультура и массаж применяются с целью восстановления движений во всех суставах и развития ручных действий в соответствии с возрастными особенностями, а также для обеспечения нормального психомоторного развития ребенка. Выделяются три периода занятий лечебной физкультурой. Первый период — от рождения до 2 мес. Задачи сводятся к предупреждению атрофии пораженных мышц, образования контрактур, стимуляции трофических процессов….


Такие травмы у детей встречаются относительно редко. В возрасте до 5 лет переломы позвоночника почти не встречаются. Это объясняется большей, чем у взрослых, гибкостью последнего и относительно большей высотой межпозвоночных дисков. Патогенез В основе развивающихся симптомов лежат гемо- и ликвородинамические нарушения и отек спинного мозга при его сотрясении. В случае ушиба возникают участки размозжения, некроза,…