Травма черепно-мозговая (лечение)
Большинство закрытых черепно-мозговых травм у детей лечат консервативно. Лечебные мероприятия направлены на нормализацию сердечной деятельности и дыхания, борьбу с шоком. При повышении внутричерепного давления применяется дегидратационная терапия. Большое значение имеет правильный уход за ребенком.
При открытых переломах черепа производят первичную хирургическую обработку раны. В случае необходимости выполняется пластика твердой мозговой оболочки. При закрытых травмах свода черепа вдавленный перелом является показанием к операции. Если имеется внутричерепная гематома, оперативное вмешательство должно быть неотложным. При сотрясении головного мозга в остром периоде больным назначается строгий постельный режим. Продолжительность его зависит от тяжести травмы.
Лечебная физкультура
Ее применение может начаться еще в условиях реанимационного отделения.
Задачи лечебной физкультуры — активизация жизненно важных функций организма, в первую очередь дыхательной и сердечнососудистой деятельности, нормализация двигательных и вегетативных функций, повышение устойчивости вестибулярного аппарата, защитных сил организма ребенка.
Занятия лечебной физкультурой проводятся в условиях строгого постельного режима. Пассивные и активные движения выполняются вначале только в дистальных отделах конечностей, в медленном темпе, с небольшим числом повторений. Движения головы исключаются. По мере адаптации больного к этим упражнениям включаются движения в более крупных, суставах конечностей, в сочетании с дыханием и медленными движениями головы.
Если головные боли и головокружения выражены нерезко, количество применяемых упражнений постепенно увеличивается, в занятия включаются выполняемые с помощью методиста повороты на бок. При удовлетворительной адаптации больного к движениям и улучшении общего состояния начинается подготовка к расширению режима.
Осуществляется медленный перевод больного в положение сидя на койке со спущенными ногами. В этом исходном положении выполняются простейшие упражнения для рук, затем повороты головы и туловища. Через 2 — 3 дня после этого ребенка можно поднять на ноги, включить простейшие упражнения в положении стоя, затем ходьбу в палате.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
При переходе на общий режим постепенно увеличивается нагрузка и расширяется применение средств лечебной физкультуры для подготовки больного к выписке и обеспечения наиболее быстрой его адаптации к обычным условиям жизни. Основными средствами являются: общеразвивающие упражнения, дыхательные, на координацию движений и в равновесии, малоподвижные игры, дозированная ходьба с постепенным увеличением нагрузки. Кроме индивидуальных занятий лечебной физкультурой на…
Миопатия (прогрессирующая мышечная дистрофия). Этиология и патогенез Это наследственное заболевание нервно-мышечного аппарата, обусловленное генетическими дефектами обмена веществ в мышечной ткани. Очень рано обнаруживается неоднородное состояние мышечных волокон: атрофичные, нормальные, гипертрофичные. По мере развития болезни возрастает деструкция мышц с преобладанием атрофических процессов, волокна дегенерируют, и наступает их распад. Поражается не только мышечная, но и соединительная ткань,…
Тяжелая форма возникает при длительной асфиксии или тяжелой родовой травме с пренатальной отягощенностью. Тяжесть состояния в связи с генерализованным отеком мозга и внутричерепным кровоизлиянием нередко бывает выражена на фоне дефекта развития ЦНС. Кровоизлияния могут локализоваться в оболочках, веществе, желудочках головного мозга, возможно, в оболочках и веществе спинного мозга. Процесс восстановления идет, как правило, медленно и…
Второй период начинается, как правило, с 2 мес, когда появляются активные движения конечностей. Помимо задач первого периода, ведущими являются развитие и тренировка активных движений туловища и конечностей, профилактика контрактур (или борьба с уже существующими). Пассивные упражнения выполняются так же, как в первом периоде, но особое внимание уделяется подниманию рук вверх, разгибанию и отведению плеча с…
Лечебная физкультура назначается больному после выведения его из шокового состояния. Задачи лечебной физкультуры — противодействовать возникновению вторичных осложнений со стороны внутренних органов и двигательного аппарата, способствовать восстановлению или компенсации нарушенных функций, адаптации больного ребенка к последовательному расширению двигательного режима, повышению уровня неспецифической сопротивляемости организма. В первые дни применяются общетонизирующие, дыхательные, а также пассивные упражнения для…