Карта больного

Карта больного, лечащегося в кабинете лечебной физкультуры — форма 42а, ведется сотрудниками отделения лечебной физкультуры.

В паспортной части карты записываются краткие сведения о ребенке: фамилия, имя, даты рождения, поступления в больницу, санаторий, начала лечения в поликлинике, назначения лечебной физкультуры, предварительный и окончательный (клинический) диагноз.

Подробные записи в карте раскрывают содержание работы по лечебной физкультуре. В первичной записи должно содержаться обоснование назначений по лечебной физкультуре, т. е. жалобы, анамнез, субъективные и объективные данные, послужившие основой диагноза и соответствующих задач лечебной физкультуры в комплексной терапии. В нее же вносятся и данные о статусе больного ребенка, состоянии его важнейших систем и описывается двигательная функция, особенности психомоторного развития.

Назначения, касающиеся лечебной физкультуры, в карту вписывают подробно, давая необходимые методические указания для инструктора. Эти записи делает врач или методист по лечебной физкультуре. Они же вносят в карту данные о результатах наблюдений за изменением состояния больного ребенка, врачебно-педагогических наблюдений и функциональных и иных исследований, необходимых для полноценного использования средств лечебной физкультуры.

При длительном нахождении ребенка на лечении в нее записываются этапные эпикризы, а при выписке — выписной эпикриз. Инструктор, ведущий больного, вносит в карту по форме 42а записи о каждом занятии и результатах наблюдений за реакцией ребенка на эти занятия, в первой записи инструктора обязательно указывается краткое содержание намеченного занятия или его схема с соответствующими индивидуальными особенностями. Карта лечащегося в кабинете лечебной физкультуры является основным документом для последующего составления отчета и анализа работы.

Журнал учета работы кабинета лечебной физкультуры ведется старшим инструктором или старшей сестрой отделения лечебной физкультуры под наблюдением врача. В журнале учета в специальных графах указывается ежедневно суммарно каждый вид деятельности кабинета. Занятия регистрируются по каждому отделению.

Утренняя гимнастика регистрируется как по общему охвату (всех детей), так и по отделениям. Вносятся также данные о самостоятельно выполняемых назначениях и о количестве детей, с которыми проводится лечебная физкультура в режиме дня (игры на прогулках, походы, экскурсии и т. п.). В конце месяца данные по каждой графе суммируются и передаются заведующему отделением или заместителю главного врача по медицинской части.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Упражнения в расслаблении — гимнастические активно выполняемые упражнения с максимально возможным снижением тонического напряжения мускулатуры. Расслабление сложно для ребенка, так как требует и определенного двигательного опыта, и умения произвольно управлять тонусом мышц. Обязательным физиологическим условием для произвольного расслабления является удобное исходное положение. Ощущение расслабления может быть получено у ребенка по контрасту с предшествующим напряжением, а…


Игры средней подвижности применяются как самостоятельно во время бодрствования, так и в составе занятий лечебной физкультуры, обычно в конце основной его части. Двигательная деятельность в этих играх проявляется движениями туловища, конечностей, бросками, лазанием, ходьбой; прыжки ограничиваются, бег не используется. К таким играм относится «защита крепости», «хитрая лиса», «наседка и цыплята» и т. д. Общая физическая…


Существуют и другие методики рефлекторно-сегментарного массажа. Большое распространение получила методика Н. Leube, Е. Dicke (1948). Техника массажа, предложенная этими авторами, в основном ограничена приемом растирания в виде штриха. Авторами установлен ряд правил: начинать массаж с места выхода нервных стволов на спине, задняя и передняя поверхности туловища массируются по направлению к позвоночнику и т. д. Этих…


Сопоставление задач лечения, вытекающих из врачебных представлений о сущности патологического процесса, с характером влияния лечебных средств на больной организм позволяет прийти к выводу о целесообразности применения в конкретном случае именно данного средства. Показанием к выбору средств лечебной физкультуры будет совпадение механизма лечебного действия этих средств с ожидаемым влиянием на пораженный орган или систему. Детализация такого…


Исходные положения для гимнастических упражнений и массажа в 1-м полугодии только горизонтальные — лежа на спине, животе, боку. Во 2-м полугодии 1-го года жизни психомоторное развитие ребенка характеризуется освоением поз сидения и стояния, на 7-м месяце жизни дети хорошо ползают на четвереньках, в период от 7 до 9 мес самостоятельно садятся из положения лежа и…