Карта больного

Карта больного, лечащегося в кабинете лечебной физкультуры — форма 42а, ведется сотрудниками отделения лечебной физкультуры.

В паспортной части карты записываются краткие сведения о ребенке: фамилия, имя, даты рождения, поступления в больницу, санаторий, начала лечения в поликлинике, назначения лечебной физкультуры, предварительный и окончательный (клинический) диагноз.

Подробные записи в карте раскрывают содержание работы по лечебной физкультуре. В первичной записи должно содержаться обоснование назначений по лечебной физкультуре, т. е. жалобы, анамнез, субъективные и объективные данные, послужившие основой диагноза и соответствующих задач лечебной физкультуры в комплексной терапии. В нее же вносятся и данные о статусе больного ребенка, состоянии его важнейших систем и описывается двигательная функция, особенности психомоторного развития.

Назначения, касающиеся лечебной физкультуры, в карту вписывают подробно, давая необходимые методические указания для инструктора. Эти записи делает врач или методист по лечебной физкультуре. Они же вносят в карту данные о результатах наблюдений за изменением состояния больного ребенка, врачебно-педагогических наблюдений и функциональных и иных исследований, необходимых для полноценного использования средств лечебной физкультуры.

При длительном нахождении ребенка на лечении в нее записываются этапные эпикризы, а при выписке — выписной эпикриз. Инструктор, ведущий больного, вносит в карту по форме 42а записи о каждом занятии и результатах наблюдений за реакцией ребенка на эти занятия, в первой записи инструктора обязательно указывается краткое содержание намеченного занятия или его схема с соответствующими индивидуальными особенностями. Карта лечащегося в кабинете лечебной физкультуры является основным документом для последующего составления отчета и анализа работы.

Журнал учета работы кабинета лечебной физкультуры ведется старшим инструктором или старшей сестрой отделения лечебной физкультуры под наблюдением врача. В журнале учета в специальных графах указывается ежедневно суммарно каждый вид деятельности кабинета. Занятия регистрируются по каждому отделению.

Утренняя гимнастика регистрируется как по общему охвату (всех детей), так и по отделениям. Вносятся также данные о самостоятельно выполняемых назначениях и о количестве детей, с которыми проводится лечебная физкультура в режиме дня (игры на прогулках, походы, экскурсии и т. п.). В конце месяца данные по каждой графе суммируются и передаются заведующему отделением или заместителю главного врача по медицинской части.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Это движение циклического типа, отличающееся от ходьбы наличием фазы полета, т. е. одновременного отрыва обеих ног от опоры. Положение стоп при беге по сравнению с ходьбой менее развернутое, более выражена перекрестная координация движений рук и ног. Бегать начинают в конце 2-го года жизни, а большинство детей на 3-м году, когда может быть зафиксирована фаза полета….


Включение подвижных игр в содержание занятий и в другие формы лечебной физкультуры предъявляет определенные требования к врачу и инструктору в их подборе и соблюдении некоторых методических приемов. К ним относится соответствие характера игры возрасту детей. Так, в раннем и дошкольном возрасте не применяется деление на команды и группы, основное значение приобретает подражание определенным действиям или…


При холодовом воздействии воздуха или воды адаптивные реакции направлены на сохранение постоянства температуры внутренней среды. Терморегуляция представляет собою сложный физиологический процесс, состоящий из физического и химического компонентов. К физической терморегуляции относится сохранение температуры тела за счет регулирования теплоотдачи с помощью сосудистых реакций кожи и внутренних органов. При расширении кожных сосудов увеличиваются приток крови к поверхности…


Для уменьшения физической нагрузки, облегчения мышечных усилий в методике лечебной физкультуры используются приемы облегчения и помощи. Наиболее простой из них — это помощь самого инструктора, поддерживающего конечность. Распространенный прием облегчения при упражнениях для туловища и конечностей — за счет использования силы тяжести в направлении движения. Например, наклон туловища вперед из исходного положения стоя облегчает работу…


Период от 3 до 7 лет представляет собою дошкольный возраст, отличающийся от старших периодов детства более быстрым темпом развития. Для психики ребенка, развития его речи и моторики этот период особенно продуктивен. К 3 годам нормально развивающийся ребенок владеет почти всеми основными движениями и начинает их реализовать в свободной двигательной деятельности. В течение всего дошкольного возраста…