Карта больного

Карта больного, лечащегося в кабинете лечебной физкультуры — форма 42а, ведется сотрудниками отделения лечебной физкультуры.

В паспортной части карты записываются краткие сведения о ребенке: фамилия, имя, даты рождения, поступления в больницу, санаторий, начала лечения в поликлинике, назначения лечебной физкультуры, предварительный и окончательный (клинический) диагноз.

Подробные записи в карте раскрывают содержание работы по лечебной физкультуре. В первичной записи должно содержаться обоснование назначений по лечебной физкультуре, т. е. жалобы, анамнез, субъективные и объективные данные, послужившие основой диагноза и соответствующих задач лечебной физкультуры в комплексной терапии. В нее же вносятся и данные о статусе больного ребенка, состоянии его важнейших систем и описывается двигательная функция, особенности психомоторного развития.

Назначения, касающиеся лечебной физкультуры, в карту вписывают подробно, давая необходимые методические указания для инструктора. Эти записи делает врач или методист по лечебной физкультуре. Они же вносят в карту данные о результатах наблюдений за изменением состояния больного ребенка, врачебно-педагогических наблюдений и функциональных и иных исследований, необходимых для полноценного использования средств лечебной физкультуры.

При длительном нахождении ребенка на лечении в нее записываются этапные эпикризы, а при выписке — выписной эпикриз. Инструктор, ведущий больного, вносит в карту по форме 42а записи о каждом занятии и результатах наблюдений за реакцией ребенка на эти занятия, в первой записи инструктора обязательно указывается краткое содержание намеченного занятия или его схема с соответствующими индивидуальными особенностями. Карта лечащегося в кабинете лечебной физкультуры является основным документом для последующего составления отчета и анализа работы.

Журнал учета работы кабинета лечебной физкультуры ведется старшим инструктором или старшей сестрой отделения лечебной физкультуры под наблюдением врача. В журнале учета в специальных графах указывается ежедневно суммарно каждый вид деятельности кабинета. Занятия регистрируются по каждому отделению.

Утренняя гимнастика регистрируется как по общему охвату (всех детей), так и по отделениям. Вносятся также данные о самостоятельно выполняемых назначениях и о количестве детей, с которыми проводится лечебная физкультура в режиме дня (игры на прогулках, походы, экскурсии и т. п.). В конце месяца данные по каждой графе суммируются и передаются заведующему отделением или заместителю главного врача по медицинской части.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Ходьба на лыжах — циклическое движение спортивного типа, при котором скольжение обеспечивается интенсивной работой мышц. Ходьба на лыжах способствует развитию выносливости, увеличению физической работоспособности, развитию силы, ловкости, быстроты, равновесия, повышению неспецифической сопротивляемости, положительно сказывается на деятельности сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем. Передвижение на лыжах стимулирует обменные процессы, развивает пространственные ориентировки и координацию движений. В лечебной физкультуре…


К основным приемам общего лечебного массажа относятся следующие: поглаживание — массирующая рука скользит по коже всей ладонью, не собирая ее в складки и не смещая, производя различное надавливание в зависимости от того или иного приема. Основные приемы плоскостное и охватывающее поглаживание. При плоскостном кисть массажиста выпрямлена свободно, пальцы согнуты, движения производятся без напряжения. При охватывающем…


Трофическое действие средств лечебной физкультуры проявляется в общем и направленном изменении обмена веществ в мышцах и внутренних органах, связанных с работой определенных мышечных групп. Оно способствует усилению процессов регенерации и репарации, ускорению резорбции воспалительного экссудата и обратному развитию воспаления в целом. В клинике внутренних болезней у детей воздействие средств лечебной физкультуры на трофику используется для…


В некоторых случаях, особенно при проведении гимнастики в зале, целесообразно использование исходного положения лежа. Некоторые особенности отличают утреннюю гимнастику, проводимую с детьми, находящимися на постельном режиме в однопрофильных стационарах и травматологических отделениях. В этом случае она решает и частные лечебные задачи с включением соответствующих средств. Начинают гимнастику с такими детьми дисциплинирующей командой, сосредоточивая их внимание….


Общеразвивающие упражнения могут проводиться без предметов, с предметами (большими и малыми мячами, флажками и т. п.). Из других видов физических упражнений для занятий с детьми школьного возраста используются упражнения в развитии основных движений. Лазание и перелезание осуществляются с помощью гимнастической стенки, скамейки, наклонных лестниц, а во время занятий в реабилитационных центрах и санаторных учреждениях —…