Комплекс утренней гимнастики
Комплекс утренней гимнастики составляется инструктором по лечебной физкультуре либо методистом для использования дежурным медицинским персоналом и воспитателями при проведении утренней гимнастики с больными в лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, реабилитационных центрах.
Систематическое проведение гигиенической гимнастики требует отбора упражнений из числа хорошо усвоенных и знакомых всем детям и соответствующих решению лечебной задачи повышения неспецифической сопротивляемости, организации детей, плавному переходу от сна к бодрствованию. Содержание каждого комплекса составляют упражнения, расположенные в определенном порядке, обеспечивающем работу большинства мышечных групп.
Подбор конкретных упражнений зависит от возраста детей, развития движений и общих лечебных задач. Как правило, комплекс утренней гимнастики начинается с ходьбы, быстрой ходьбы, иногда возможно включение легкого бега и поскоков, также заканчивающихся ходьбой. Затем проводятся общеразвивающие упражнения, охватывающие мышечные группы, начиная с верхних конечностей, затем грудной клетки, брюшного пресса, спины, нижних конечностей. В комплексы гимнастики вводятся дыхательные упражнения и упражнения на координацию. Утренняя гимнастика заканчивается ходьбой с постепенным замедлением.
Комплексы утренней гимнастики разрабатываются для каждой возрастной группы больных, меняются через 10—12 дней. Оправдала себя трансляция гимнастики по радио с хорошим музыкальным сопровождением, предварительно записанная на пленку или пластинку. В этом случае медицинские работники могут уделить внимание правильности выполнения некоторых упражнений, организационной работе. Их роль в проведении гимнастики может ограничиться показом упражнений или их элементов, наблюдением за больными детьми и т. д.
Описание утренней гимнастики дается в виде таблицы (аналогично занятию по лечебной физкультуре), в которой последовательно указываются порядковый номер упражнения, исходное положение, описываются упражнения, количество их повторений и даются дополнительные указания для медицинского работника, проводящего зарядку. Методические разработки других форм лечебной физкультуры, так же как и методические разработки некоторых занятий, отличаются от конспектов и схем более подробным описанием действий инструктора лечебной физкультуры на каждом этапе ее проведения, повременной разбивкой прогулки, игры или занятия по частям.
В разработках, осуществляемых методистами или сотрудниками отделений лечебной физкультуры ведущих учреждений (детских врачебно-физкультурных диспансеров и детских отделений врачебно-физкультурных диспансеров, специализированных центров реабилитации и т. д.), указываются цели, используемые средства, пособия, снаряды, действия инструктора или другого персонала, ожидаемые действия больных детей и т. д.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
В практической деятельности педиатр, специалист по детской лечебной физкультуре, методист и инструктор имеют дело с наиболее сложной человеческой личностью — развивающимся в конкретных условиях социальной и биологической среды организмом. Сами средства физической культуры, применяемые по отношению к больному ребенку, представляют собой факторы не только терапевтического, но и воспитательного воздействия, что нередко бывает значительно шире и…
Езда на велосипеде представляет собой скоростно-силовое упражнение, оказывающее сильное воздействие на детский организм в связи со значительной физической нагрузкой. При соответствующем возможностям больного соотношении скорости вращения педалей и расстояния циклическая мышечная работа во время езды сопровождается устойчивой деятельностью физиологических систем, позволяя использовать велосипед для увеличения физической работоспособности. Катание на велосипеде может включаться в режим для…
Разминание предназначено главным образом для воздействия на мышцы, оно усиливает кровообращение массируемого участка, улучшает питание тканей, эластичность и сократительную способность мышц. Продольное разминание производится по ходу мышечных волокон, при этом мышца как бы ущемляется между тенаром и гипотенаром. Разминание применяется для массажа краев крупных мышц, мышц конечностей, плечевого пояса и туловища, может быть непрерывным или…
Этот механизм лечебного действия средств лечебной физкультуры используется в системе реабилитации наиболее широко. Сущность нормализующего действия лечебной физкультуры заключается в постепенном расширении диапазона функциональных показателей патологически измененной системы до физиологической, возрастной нормы. Такая нормализация происходит под влиянием тренирующего действия физических упражнений и мышечной работы не только на опорно-двигательный аппарат, в котором наблюдается восстановление мышечной силы…
Особой формой применения лечебной физкультуры в детских лечебно-профилактических учреждениях является использование элементов лечебной физкультуры в режиме дня. Сюда относятся специально подобранные подвижные игры во время прогулок, упражнения для закрепления двигательных навыков, выполняемые в периоды бодрствования вне других форм лечебной физкультуры, спортивные виды физических упражнений, ходьба пешком определенной продолжительности по времени и расстоянию, проведение экскурсий и…