Комплекс утренней гимнастики

Комплекс утренней гимнастики составляется инструктором по лечебной физкультуре либо методистом для использования дежурным медицинским персоналом и воспитателями при проведении утренней гимнастики с больными в лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, реабилитационных центрах.

Систематическое проведение гигиенической гимнастики требует отбора упражнений из числа хорошо усвоенных и знакомых всем детям и соответствующих решению лечебной задачи повышения неспецифической сопротивляемости, организации детей, плавному переходу от сна к бодрствованию. Содержание каждого комплекса составляют упражнения, расположенные в определенном порядке, обеспечивающем работу большинства мышечных групп.

Подбор конкретных упражнений зависит от возраста детей, развития движений и общих лечебных задач. Как правило, комплекс утренней гимнастики начинается с ходьбы, быстрой ходьбы, иногда возможно включение легкого бега и поскоков, также заканчивающихся ходьбой. Затем проводятся общеразвивающие упражнения, охватывающие мышечные группы, начиная с верхних конечностей, затем грудной клетки, брюшного пресса, спины, нижних конечностей. В комплексы гимнастики вводятся дыхательные упражнения и упражнения на координацию. Утренняя гимнастика заканчивается ходьбой с постепенным замедлением.

Комплексы утренней гимнастики разрабатываются для каждой возрастной группы больных, меняются через 10—12 дней. Оправдала себя трансляция гимнастики по радио с хорошим музыкальным сопровождением, предварительно записанная на пленку или пластинку. В этом случае медицинские работники могут уделить внимание правильности выполнения некоторых упражнений, организационной работе. Их роль в проведении гимнастики может ограничиться показом упражнений или их элементов, наблюдением за больными детьми и т. д.

Описание утренней гимнастики дается в виде таблицы (аналогично занятию по лечебной физкультуре), в которой последовательно указываются порядковый номер упражнения, исходное положение, описываются упражнения, количество их повторений и даются дополнительные указания для медицинского работника, проводящего зарядку. Методические разработки других форм лечебной физкультуры, так же как и методические разработки некоторых занятий, отличаются от конспектов и схем более подробным описанием действий инструктора лечебной физкультуры на каждом этапе ее проведения, повременной разбивкой прогулки, игры или занятия по частям.

В разработках, осуществляемых методистами или сотрудниками отделений лечебной физкультуры ведущих учреждений (детских врачебно-физкультурных диспансеров и детских отделений врачебно-физкультурных диспансеров, специализированных центров реабилитации и т. д.), указываются цели, используемые средства, пособия, снаряды, действия инструктора или другого персонала, ожидаемые действия больных детей и т. д.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Прыжки — основное движение ациклического типа. При прыжках отсутствует повторение одинаковых действий, а весь процесс его выполнения составляет единое движение, в котором можно различить три фазы: подготовительную в виде размаха, приседания или разбега, основную — отталкивание и полет, заключительную — приземление. Во всех фазах требуются сложная координация движений, сочетание сильных, но кратковременных мышечных усилий с…


Во время массажа на организм ребенка действуют не только механические раздражения, но и тепло рук массажиста, а сам характер механического воздействия может изменяться в зависимости от силы надавливания, направления движения и т. д. Механическое и тепловое воздействие на ткани массируемой области приводит к образованию в них биологически активных веществ типа гистамина, ацетилхолина, к связанным с…


Воздух — наиболее привычный, постоянно действующий фактор окружающей среды. Физические свойства воздуха, его газовый и ионный состав, температура оказывают определенное действие на организм ребенка, используемое при закаливании. Его начинают с воздушных ванн в помещении при температуре для детей до года 22 °С, от 1 года до 3 —20—21 °С, до 7 лет- 18 — 20…


Большую роль для поддержания нагрузки средней интенсивности играют упражнения циклического характера — ходьба, в дальнейшем бег и поскоки, у детей раннего и дошкольного возраста — лазание. Нагрузки средней интенсивности, адекватные возможностям больного организма, хорошо переносятся детьми, не вызывают субъективных жалоб, не сопровождаются появлением внешних признаков утомления. С помощью нагрузок средней интенсивности решаются лечебные задачи восстановления нарушенной…


К 6 годам появляется навык пружинистого приземления при прыжке с перекатом с носка на пятку или с пятки на носок, но он наблюдается не у всех детей, мягкость приземления вырабатывается медленно, координация движений при толчке, полете и приземлении зависит от длительности и характера применяемых упражнений. Из возрастных физиологических особенностей ребенка дошкольного возраста, безусловно, учитываемых в…