Осмотические диуретики (Нежелательные эффекты)

Нежелательные эффекты при использовании маннита — это головная боль, тошнота, рвота, иногда аллергические реакции. При повреждении стенки вен и попадании маннита под кожу возникают болезненные кровоизлияния. В раннем постнатальном периоде повышение осмотического давления крови, приводя к увеличению проницаемости гематоэнцефалического барьера для лекарственных веществ и билирубина, может вызвать развитие билирубиновой энцефалопатии и кровоизлияний.

Формы выпуска, дозы и режим применения

Маннит выпускают в герметически закрытых флаконах (500 мл), содержащих 30 г препарата, и в ампулах по 200, 400 или 500 мл 15% раствора. Маннит вводят внутривенно: либо струйно медленно, либо, чаще, быстро капельно, используя готовый 15% раствор или 10…20% растворы (у детей до 3…4 мес, особенно у новорожденных,— 5…10% растворы), приготовленные перед употреблением. Маннит, содержащийся во флаконах, растворяют в воде для инъекций или в 5 % растворе глюкозы. Ориентировочная доза маннита — 1…1,5 г/кг.

Вводят препарат со скоростью 25…50 мл/ч (10…20% растворы). Детям старше года рекомендуют вначале ввести 50…75 мл 20% раствора, сделать 10-минутный перерыв, оценить выраженность мочегонного действия. Если эффекта нет, вводят еще 20…30 мл раствора и ждут усиления диуреза в течение 2…3 ч.

При сохраненной функции почек маннит вызывает максимальный диуретический эффект через 30… 90 мин. При острой почечной недостаточности маннит вводят в дозе 0,5 г/кг (лучше 10% раствор) в течение 2 ч. При далеко зашедшем поражении почечной паренхимы, когда ответ на введение диуретика отсутствует или резко снижен, продолжение его инфузии противопоказано, поскольку чревато развитием гиперволемических осложнений.

«Справочник педиатра по клинической фармакологии», В.А. Гусель

Строфантини гликозиды, содержащиеся в коргликоне, очень плохо растворимы в липоидах, поэтому при приеме внутрь всасываются не значительно, и этот путь введения для них неприемлем. Дигоксин в форме таблеток, порошка всасывается на 60…80% — в зависимости от степени дисперсности частиц препарата, характера формообразующих веществ и других особенностей технологии приготовления препарата. Из жидкой формы (суспензии, «эликсиры») дигоксин…


Чем большим будет дробление дозы насыщения, тем меньше вероятность возникновения признаков интоксикации уже после введения одной из разовых доз препарата. При среднем темпе дигитализации в 1-й день назначают 1/2 дозы насыщения в 3 — 4 приема, во 2-й и 3-й день— по 1/4 дозы насыщения в 2 приема каждую. Таким образом, ребенок в нашем примере…


Фармакодинамика Является а-адренолитиком. Блокирует а1-(постсинаптические) и а2-(пресинаптические)-адренорецепторы. Его воздействие на а1- адренорецепторы сосудов выявляется при введении больших доз. В терапевтических дозах (даже при внутривенном введении) сосудорасширяющее действие фентоламина обусловлено в большой степени прямым влиянием на гладкие мышцы стенки сосудов, главным образом артерий, артериол и прекапиллярных сфинктеров, но и вен тоже. В результате фентоламин вызывает снижение…


Все мочегонные средства усиливают диуретический эффект фуросемида. Спиронолактон, кроме того, препятствует развитию гипокалиемии при длительном использовании фуросемида. Нестероидные противовоспалительные средства снижают эффективность фуросемида, а в больших дозах способны полностью затормозить развитие его диуретического действия. Сочетание фуросемида с нефротоксичными и ототоксичными антибиотиками (цепорин, аминогликозидные антибиотики) усиливает указанные нежелательные реакции последних. При комбинировании фуросемида с препаратами лития…


Диакарб рекомендуют комбинировать с такими мочегонными, как ртутные, тиазиды, ксантины, для усиления диуретического эффекта. Однако ртутные моче гонные в педиатрии практически не используются, а при комбинировании диакарба с тиазидами резко возрастает выведение калия и опасность развития и последствий гипокалиемии. Нельзя использовать вместе диакарб и кислотообразующие диуретики из-за снижения диуреза и развития системного ацидоза. Диакарб, способствуя…