Бедра вывих врожденный (методика)

Методика видоизменяется в зависимости от избранного способа ортопедической коррекции. При консервативном лечении детей до 3 лет наиболее эффективно сочетание лечения положением, вытяжения и функционального воздействия, чему лучше всего соответствуют шина и метод М. В. Волкова. К специальным упражнениям, возможным при избранном способе фиксации и вытяжения, добавляются упражнения в сгибании бедер в отведенном положении либо переход из положения лежа в положение сидя. Общеразвивающие упражнения, а при необходимости и массаж проводятся в объеме, допускаемом укладкой.

Необходимо обращать внимание на формирование и развитие важнейших двигательных навыков: в первую очередь ползания и лазания, бросания и метания. Включение в занятия переходов в положение стоя, ходьбы, бега зависит от эффективности лечения, определяемой клиническими и рентгенологическими показателями.

В ряде случаев переход в положение стоя, осевая нагрузка на бедро и ходьба осуществляются с сохранением отведения (с помощью шины Виленского и т. д.), а также с увеличением давления головки бедра на вертлужную впадину, что связано с перекосом в больную сторону при ходьбе на разновысокой опоре, либо с использованием набоек и утолщенной подошвы на стороне здоровой конечности.

Длительно ограничиваются повышенные нагрузки по оси: прыжки, бег, а также положения, способствующие подвывиху (на корточках и четвереньках). При оперативном лечении врожденного вывиха бедра лечебная физкультура применяется как во время предоперационной подготовки больных, так и во все периоды послеоперационного ведения. Задачами являются обеспечение повышения неспецифической сопротивляемости организма ребенка, улучшение и нормализация общей и силовой выносливости мышц, предупреждение отставания в психомоторном развитии, создание оптимальных условий для воздействия на формируемые элементы тазобедренного сустава, заживления послеоперационной раны и восстановления движений, либо стойкой компенсации при невозможности добиться удовлетворительных результатов.

В послеоперационном периоде лечебная физкультура проводится соответственно трем этапам. При иммобилизации методика лечебной физкультуры обеспечивает предупреждение послеоперационных осложнений и улучшение трофики оперированного сустава. Она проводится 2—3 раза в день в форме специальных занятий, включающих упражнения для неиммобилизованных конечностей, мышц брюшного пресса и спины, дыхательные упражнения.

После снятия иммобилизации или замены гипсозой тазобедренной повязки лонгетой и другими методами ограниченной фиксации и лечения положением включаются специальные упражнения для оперированных суставов. При этом следует точно согласовывать их методику с характером произведенной операции. Так, при операции по Солтеру ограничивается отведение бедра, при других методиках отведение и внутренняя ротация согласуются с ведущим больного хирургом.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

При операциях по поводу кривошеи в периоде иммобилизации лечебная физкультура проводится для предупреждения послеоперационных осложнений и ускорения заживления. Основное содержание занятий составляют общеразвивающие упражнения из всех исходных положений, дыхательные, в расслаблении, для выработки правильной осанки, а также игры малой подвижности. После замены гипсовой иммобилизации воротником Шанца в занятия включаются специальные гимнастические упражнения (пассивные и активные)…


Сколиоз (от греческого scolios — кривой, согнутый), сколиотическая болезнь — тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризующееся дугообразным искривлением во фронтальной плоскости и торсией (torsio — скручивание) позвонков — вокруг вертикальной оси. Сколиотическая болезнь возникает в период роста позвоночника. Это полиэтиологическое заболевание. И. А. Мовшович (1965) предложил разделить все этиологические факторы сколиотической болезни на первичные, статико-динамические и…


Лечебная физкультура делится на три периода: предоперационный (для плановых больных), ранний послеоперационный (до снятия швов), поздний послеоперационный (восстановление функций). Задачи: наладить контакт с больным, повысить уровень жизнедеятельности, обучить дифференцированному дыханию и приемам, необходимым после операции (откашливание, поворот на бок, переход в положение сидя, стоя), по возможности активизировать функции дыхательной и сердечнососудистой системы. Особенности методики Повышение…


Применяется перед операцией с целью подготовки к ней, повышения уровня неспецифической сопротивляемости, мобилизации компенсаторных возможностей детского организма, для предупреждения функциональных нарушений, вызванных оперативным вмешательством. Операции на легких даже при совершенной современной технике хирургических вмешательств и анестезиологии оказывают большое травмирующее действие. Из функции дыхания выключаются доля или целое легкое, возникают значительные гемодинамические сдвиги. Пересечение ребер, реберных…


Основными задачами лечения переломов костей у детей являются восстановление правильной оси конечности, создание условий, способствующих удержанию отломков в правильном положении до формирования костной мозоли, нормализация функции (опороспособности, движения). В зависимости от общего состояния больного, характера перелома и задач лечения применяются различные виды иммобилизации. Так как у детей чаще сохраняется правильная ось конечности или смещение отломков…