Заболевания органов дыхания (физические упражнения)

Физические упражнения, адекватные возможностям больного ребенка, вызывают некоторое улучшение бронхиальной проходимости, особенно усиливающееся под воздействием специальных упражнений.

Ряд средств лечебной физкультуры при особой методике их применения вызывают улучшение дренажной функции бронхов и эвакуацию патологического содержимого. Важным моментом, оказывающим влияние на эффективность применяемых при заболеваниях органов дыхания средств лечебной физкультуры, являются исходные положения. Для активизации дыхания в пораженных отделах легких используется исходное положение на здоровом боку. Наоборот, для уменьшения вентиляции пораженной стороны ребенка укладывают на больной бок.

При необходимости усиления экскурсии верхних отделов легких применяются исходные положения с переключением тяжести пояса верхних конечностей на тазовый (руки в упоре на бедрах) или на опору (руки в упоре на стуле или кровати). Частая смена исходных положений целесообразна при распространенных очаговых процессах и для усиления дренажной функции бронхиального дерева.

В последнем случае также применяются и специальные (дренажные) исходные положения. При заболеваниях органов дыхания, сопровождающихся значительными нарушениями функции ряда органов и систем, отклонениями и задержкой развития, снижением уровня неспецифической сопротивляемости, большее значение имеет стимулирующий эффект средств лечебной физкультуры, правильное использование которого в комплексном лечении — актуальнейшая проблема современной педиатрии.

Хорошие перспективы для решения задач восстановительного лечения, реабилитация при заболеваниях органов дыхания связаны со своевременным включением специальных и общих средств лечебной физкультуры, обусловливающих нормализацию функциональной системы дыхания в ее высокую адаптацию к естественному для здорового ребенка диапазону требований окружающей среды.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Гипертонические состояния — длительное повышение артериального давления выше уровня должных величин. По М. Я. Студеникину, в детском возрасте различают сосудистую вегетативную дистонию по гипертоническому типу, вторичную симптоматическую гипертонию при заболеваниях почек, коарктации аорты и т. д. и гипертоническую болезнь. Патогенез вегетативной дистонии связан в большинстве случаев с нарушением вегетативной регуляции сосудистого тонуса в препубертатном и…


Ревматизм — хроническое инфекционно-аллергическое заболевание с системным поражением соединительной ткани, что позволяет отнести его к коллагенозам. Этиология Возбудителем ревматизма большинство исследователей считают гемолитический стрептококк группы А. Патогенез Первичная сенсибилизация организма происходит антигенами из хронических очагов стрептококковой инфекции либо во время острых заболеваний. В результате разыгрывается распространенная аллергическая реакция с вовлечением в патологический процесс разных органов….


Аллергический субсепсис Висслера—Фанкони — тяжелая суставно-висцеральная форма ревматоидного артрита. Начинается внезапно с высокой температуры, сыпи, припухания и болей в суставах. Высокая температура держится от нескольких недель до нескольких месяцев, неправильного типа, ремиттирующая или гектическая. Характерны ознобы. На коже сыпь аллергического типа, мультиформная, обильная. Суставные изменения нестойки. Отмечаются висцеральные проявления — в виде поражения сердца и…


Методика лечебной физкультуры строится в зависимости от формы и периода заболевания и задач лечения. Подбор общеразвивающих упражнений определяется назначенным двигательным режимом с учетом уровня развития двигательных навыков и индивидуальных особенностей координации, чтобы свести к минимуму возможность травмы. Поэтому ограничивается использование снарядов и пособий, обеспечивается тщательная страховка. При поражении суставов используются активные гимнастические упражнения для сустава…


В межприступном периоде лечебная физкультура применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий, самостоятельно выполняемых ребенком индивидуальных назначений. Из средств лечебной физкультуры применяются разнообразные гимнастические упражнения из всех исходных положений, обеспечивающие планомерное увеличение физической нагрузки, физические упражнения прикладного типа, подвижные игры. Специальные упражнения обеспечивают закрепление достигнутого лечебного эффекта, их доля относительно уменьшается. Применяются упражнения для…