Главная / Семья / Справочник по детской лечебной физкультуре / Основы детской лечебной физкультуры

Основы детской лечебной физкультуры

Утренняя гимнастика (утренняя гигиеническая гимнастика, утренняя зарядка) — форма применения лечебной физкультуры, обеспечивающая плавный переход от сна к бодрствованию, организующее и стимулирующее воздействие на детский организм. Она проводится в соответствии с режимом дня детского отделения больницы, санатория или реабилитационного центра в специально отведенные часы. Во время утренней гимнастики обычно объединяются дети близких возрастных групп, находящиеся…

Средства лечебной физкультуры и формы их применения в школьном возрасте используются в полном объеме. Длительность занятий доводится до 35-45 мин (школьный урок). Что касается методики проведения занятий, то должна учитываться необходимость создания условий для продолжающегося формирования двигательных навыков и улучшения их качества: наличие отдельного хорошо оборудованного кабинета или зала, необходимых пособий и оборудования, отсутствие посторонних…

Инструктор по лечебной физкультуре — медицинский работник, непосредственно осуществляющий врачебные назначения по лечебной физкультуре больным детям. Подготовка инструкторов для детских больниц, поликлиник, санаториев и других учреждений производится из лиц, имеющих среднее медицинское образование или окончивших техникум физической культуры, на курсах первичной специализации и усовершенствования медицинских кадров. Подобные курсы организуют областные или городские отделы здравоохранения, исходя…

На основании графика физиологической кривой можно сделать вывод (при соответствии нагрузки возможностям больного ребенка) о правильности распределения нагрузки во вводной, основной и заключительный частях, об ее интенсивности. Для решения вопроса о том, насколько эти данные достоверны, необходимы наблюдения за реакцией ребенка на занятие и регистрация возможных внешних признаков утомления, к которым относятся изменения окраски кожных…

Ходьба на лыжах — циклическое движение спортивного типа, при котором скольжение обеспечивается интенсивной работой мышц. Ходьба на лыжах способствует развитию выносливости, увеличению физической работоспособности, развитию силы, ловкости, быстроты, равновесия, повышению неспецифической сопротивляемости, положительно сказывается на деятельности сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем. Передвижение на лыжах стимулирует обменные процессы, развивает пространственные ориентировки и координацию движений. В лечебной физкультуре…

К основным приемам общего лечебного массажа относятся следующие: поглаживание — массирующая рука скользит по коже всей ладонью, не собирая ее в складки и не смещая, производя различное надавливание в зависимости от того или иного приема. Основные приемы плоскостное и охватывающее поглаживание. При плоскостном кисть массажиста выпрямлена свободно, пальцы согнуты, движения производятся без напряжения. При охватывающем…

Трофическое действие средств лечебной физкультуры проявляется в общем и направленном изменении обмена веществ в мышцах и внутренних органах, связанных с работой определенных мышечных групп. Оно способствует усилению процессов регенерации и репарации, ускорению резорбции воспалительного экссудата и обратному развитию воспаления в целом. В клинике внутренних болезней у детей воздействие средств лечебной физкультуры на трофику используется для…

В некоторых случаях, особенно при проведении гимнастики в зале, целесообразно использование исходного положения лежа. Некоторые особенности отличают утреннюю гимнастику, проводимую с детьми, находящимися на постельном режиме в однопрофильных стационарах и травматологических отделениях. В этом случае она решает и частные лечебные задачи с включением соответствующих средств. Начинают гимнастику с такими детьми дисциплинирующей командой, сосредоточивая их внимание….

Общеразвивающие упражнения могут проводиться без предметов, с предметами (большими и малыми мячами, флажками и т. п.). Из других видов физических упражнений для занятий с детьми школьного возраста используются упражнения в развитии основных движений. Лазание и перелезание осуществляются с помощью гимнастической стенки, скамейки, наклонных лестниц, а во время занятий в реабилитационных центрах и санаторных учреждениях —…

Получив назначение, инструктор знакомится с ребенком, выясняет его состояние, степень предшествующего двигательного опыта, устанавливает контакт с больным. На основании врачебных назначений он составляет конспект занятий, а приступив к ним и наблюдая за индивидуальной реакцией на упражнения и занятие в целом, уточняет конспект, приводя в соответствие средства лечебной физкультуры с возможностями ребенка. Помимо занятий, инструктор проводит…