Вопросы предупреждения заболеваний

Профилактические прививки

Для развития инфекционного заболевания недостаточно одного проникновения микроба в организм, надо, чтобы организм был к нему восприимчив. Уже давно стало известно, что люди, перенесшие некоторые заразные болезни, вторично ими или совсем не болеют, или если заболевают, то очень легко их переносят.

В процессе заболевания ткани организма, его клетки, кровь вырабатывают в себе способность защищаться от вредного действия микробов. В случае повторного проникновения того же возбудителя эти защитные свойства организма вновь вступают в действие и подавляют внедрившиеся микробы, нейтрализуют выделяемые ими яды (токсины). Состояние невосприимчивости организма к инфекционному заболеванию называется иммунитетом.

Иммунитет, возникающий в результате того или иного перенесенного заболевания, называют естественным, так как он приобретается независимо от воли человека.

С давних пор люди задумывались над возможностью использовать способность человеческого организма вырабатывать защитные свойства (антитела) для приобретения иммунитета искусственным путем.

В 1796 г. английский сельский врач Эдуард Дженнер впервые сделал прививку оспы. Он заметил, что люди, заразившиеся оспой от коров или телят, болели легко и не умирали. Например, у доярок, заражавшихся от коров, оспины появлялись только на руках, и в дальнейшем оспой работницы уже не заболевали. Следовательно, они переносили оспу в легкой форме и приобретали к ней невосприимчивость. Дженнер привил жидкость из оспенных пузырьков женщины, заразившейся от коровы, восьмилетнему мальчику, после чего у него на месте прививки появились оспенные пузырьки, но общего заболевания, характерного для оспы, не наступило. Через полтора месяца Дженнер привил мальчику натуральную оспу, и заболевания опять не последовало. Так было доказано, что прививкой можно предупредить тяжелое заболевание натуральной оспой.

В дальнейшем метод Дженнера был упрощен. Заражали коровьей оспой телят, из возникших на коже телят пузырьков брали прививочный материал и заготавливали его в ампулах. Метод Дженнера получил название вакцинации, а материал, употребляемый для прививок — вакцины.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Клизмы и компрессы

Очистительную клизму ребенку раннего возраста делают при отсутствии самостоятельного стула в течение 2 — 3 сут и вздутии живота. Для этого употребляют баллон с мягким наконечником или же на твердый наконечник надевают газоотводную трубочку. При очистительной клизме возникает рефлекс, который распространяется со стороны слизистой оболочки прямой кишки на вышележащие отделы кишечника. Это достигается определенным объемом…

Судороги У детей могут возникнуть от многих причин, например при воспалении мозга и мозговых оболочек, при некоторых тяжелых формах инфекционных болезней (скарлатина, дизентерия, грипп и др.), при эпилепсии. Признаки: внезапная потеря сознания, больной падает. Отмечаются бледность лица, напряжение мышц (тонические судороги) или непроизвольные быстрые мышечные сокращения (клонические судороги), расширение зрачков, часто непроизвольное мочеиспускание и прикусывание…

Горчичное обертывание делают детям любого возраста. Для этой процедуры приготавливают сложенную втрое пеленку или бумазейную ветошь, 1 стакан воды, остуженной до 40 °С, и приблизительно 1 — 2 столовые ложки сухой горчицы. Горчицу разводят в миске с теплой (не горячей) водой, закрывают миску пеленкой или крышкой и ставят в теплое место на 20 мин. После…

При укусе змеи видны точечные ранки, через которые проникает змеиный яд. Если укус сделан через одежду, часть яда остается на ней. Укусы частей тела, незащищенных одеждой, более опасны. Признаки: очень быстро наступают тяжелые явления: ранки припухают, появляются слабость, тошнота, рвота, боли в животе, понос, бессознательное состояние и бред. Первая помощь должна быть оказана немедленно, так…

Вакцины состоят либо из ослабленных живых или убитых возбудителей заразных болезней, либо из обеззараженных продуктов их жизнедеятельности. Вводятся они в организм подкожно, накожно, через рот или нос в зависимости от их особенностей. Введение вакцины повышает защитные силы организма, способствует образованию антител, подобно тому, как это наблюдается в процессе развития того или иного инфекционного заболевания. Иммунитет,…

Ножные горячие ванны полезны детям при заболеваниях верхних дыхательных путей. Ребенок опускает ножки в ведро с теплой водой, а затем периодически подливают горячую воду с тем, чтобы темпера тура воды па протяжении этой процедуры сохранялась 39 — 40 ˚С. Продолжительность ванны 10 мин. После ванны ребенку надевают чулки и укладывают в постель. Банки детям до…

Укусы пчел и ос болезненны, но обычно не опасны для жизни, за исключением множественных. Первая помощь: удалить жало из раны и смочить ее нашатырным спиртом. Полезны холодные компрессы из 3% раствора борной кислоты. При укусе других насекомых применяется аналогичное лечение. Профилактика сводится к смазыванию частей тела, не защищенных одеждой, мазью с диметил-фталатом, кремом «Тайга», которые…

Прививки начинают делать детям на первом году жизни, так как чем младше ребенок, тем опаснее для него инфекционные заболевания, и проводятся неоднократно. Первая прививка называется вакцинацией и обычно проводится путем двух-троекратного, реже однократного введения прививочного материала. Для закрепления и удлинения сроков невосприимчивости через определенное время прививки повторяют (ревакцинация). Следует подчеркнуть, что необходимо закончить полностью весь…

Наиболее квалифицированная помощь при несчастных случаях может быть оказана врачом, поэтому, когда это возможно, родители должны обращаться к врачу или фельдшеру. Однако не всегда медицинская помощь может быть оказана быстро, и тогда сами родители должны суметь это сделать. Правильно оказанная доврачебная помощь может спасти пострадавшего ребенка, предохранить его от последующих опасных осложнений. При оказании первой…

Характерными признаками утопления являются бледность лица, синюшность губ, плотно закрытые глаза, холодное тело, отсутствие дыхания. Первая помощь: если тонущий в сознании, ему протягивают доску, лестницу, бросают спасательный круг на веревке или просто веревку, за которую он может ухватиться. Если же утонувший находится в бессознательном состоянии, спасающий, предварительно сбросив одежду, подплывает сзади, хватает его за волосы…